Общий объем венчурных инвестиций на российском рынке за прошлый год вырос на 56% до $910,6 млн


Тенденции | 17 Апреля 2013 18:34:04

За год объем венчурных инвестиций в России вырос на 56% до $910,6 млн, подсчитали в РВК и PricewaterhouseCoopers. Сектор стал более зрелым, стартапы больше не воспринимаются эмоционально. Но «умных денег» на рынке по-прежнему немного: самыми активными инвесторами стали госкомпании и неквалифицированные бизнесмены, рассчитывающие на быструю прибыль

Общий объем венчурных инвестиций в России за прошлый год вырос на 56% до $910,6 млн, следует из отчета Российской венчурной компании («РВК») и центра технологий и инноваций аудиторской группы PricewaterhouseCoopers (PWC).

Рост эксперты объясняют появлением опытных «серийных» предпринимателей, развитием инновационных компаний, а также растущим интересом со стороны зарубежных и российских инвесторов.

Большая часть привлеченных венчурных инвестиций пришлась на IT-сектор: за 2012 год доля сделок в этом сегменте составила более 84%. По подсчетам экспертов РВК и PWC, компании рынка IT-технологий привлекли $792,1 млн, в 2 раза больше, чем в 2011 году. Также произошло увеличение средней величины сделки: с $2,8 млн до $5,1 млн. Количество сделок за год выросло на 19% — до 309.

Самым популярным сегментом оказалась электронная коммерция. На него приходились самые крупные сделки на венчурном рынке, объем которых превышал $20–25 млн, а в некоторых случаях приближался к $100 млн.

«Несмотря на то, что e-commerce – самый капиталоемкий сектор в сегменте IT, большинство инвесторов по-прежнему обращают внимание на проекты в этом подсекторе, — отмечается в исследовании . — В 2012 году темпы роста российского рынка электронной розничной торговли составили 20–30%. Обороты сегмента составляют 1,8–2,5% от общего объема российского розничного рынка по сравнению с 6–7% в развитых странах, оставляя значительный потенциал для роста».

По приросту заключенных сделок в 2012 году также лидировал подсектор мобильных приложений, здесь инвесторы закрыли 12 сделок (против 1 в 2011 году). Общий объем инвестиций составил $28,8 млн при средней величине сделки в $2,2 млн.

По данным РВК и PWC, по-прежнему активно развивается сектор облачных технологий, в котором в 2012 году эксперты зафиксировали 30 сделок общей стоимостью $104,4 млн.

Неожиданностью для экспертов стал рост проектов, связанных с социальными сетями и справочно-рекомендательными сервисами. По сравнению с 15 сделками на сумму $21,9 млн в 2011 году, в 2012 году было закрыто 29 сделок — $25,1 млн.

Стабильный рост показали проекты, связанные с образовательными услугами (закрыто 7 сдело – $12,6 млн) , технологиями в финансовом секторе ( 6 сделок — $7,8 млн), а также в подсекторе «медицина и здоровый образ жизни» (6 сделок — $11,6 млн). На уровне 2011 года сохраняется интерес инвесторов к туризму: заключено 10 сделок на общую сумму $47,2 млн.

По данным «РВК» и PWC, самыми активными инвесторами на рынке IT (размер инвестиций более $50 млн) стали Роснано и Сбербанк. В марте прошлого года госкомпании инвестировали около $133 млн в проектную компанию Роснано — «Усолье-Сибирский Силикон». Через два месяца еще $247 млн от корпорации под руководством Анатолия Чубайса, получила компания Pilkington, занимающаяся производством стекол.

В декабре 2012 года Сбербанк инвестировал более $60 млн в сервис «Яндекс.Деньги».

Интерес к IT-технологиям проявляли и частные компании. В декабре разработчик и производитель телевизионного оборудования General Satellite инвестировал $136 млн в компанию GS Nanotech — предприятие по производству компонентов микроэлектроники.

В начале 2012 года кипрская Ozon Holdings (интернет-магазин «Озон») закрыла сделку по покупке сервиса Sapato, специализирующегося на онлайн-продаже обуви. Сумма инвестиций в проект составила $50 млн. Такой же объем средств получил «Сотмаркет» в рамках сделки с управляющей компанией IG one.

В целом 2012 год положил конец волне «эмоциональных» стартапов и неоправданно завышенных инвестиционных ожиданий, заключают эксперты. По их мнению, инвесторы стали тщательнее подходить к выбору портфельных проектов, отдавая предпочтение тем, кто смог доказать собственные успехи и перспективы конкретными бизнес-показателями.

«Это связано с повышением общего уровня развития венчурного рынка и переориентацией инвесторов на более поздние стадии развития стартапов и более зрелые проекты, — указывается в отчете. — Появление таких сделок – важный фактор развития рынка, демонстрирующий готовность инвесторов к значительным вложениям в перспективные компании и создающий предпосылки для дальнейших выходов»

Управляющий директор Russia Partners Роман Симонов отмечает, что рост госпрограмм, а также поддержка молодых высокотехнологичных компаний, спровоцировали возникновение новых венчурных фондов, которые активно инвестировали в компании на ранней стадии, чтобы быстро сформировать инвестиционный портфель.

В секторе IT-стартапов заметно усилилась конкуренция, соглашаются авторы отчета. Относительная легкость создания продукта, быстрый возврат инвестиций и низкая капиталоемкость привлекали в отрасль огромное количество предпринимателей, нацеленных на «быстрые деньги».

«Но, к сожалению, рост инвесторов и сделок происходил не столько за счет «умных денег», сколько за счет неквалифицированных инвесторов, — объясняет директор по инвестициям Runa Capital Гайдар Магдануров.

В 2013 году ситуация должна измениться, поскольку для многих активно инвестировавших фондов более приоритетной станет задача управления портфелем и развития портфельных компаний, а не новые быстрые инвестиции отмечает Симонов.

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.


Источник: Газета.ru

последние новости

Комментарии


Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 16357
Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.
все разделы

Нестандартная Реклама

AdIndex Market

Новости партнеров