Платежи пришлись в кассу
Российские пользователи интернета теряют интерес к передовым банковским технологиям
За год доля российских интернет-пользователей, в течение 12 месяцев ни разу не воспользовавшихся для оплаты товаров и услуг мобильным телефоном, интернет-банком или электронными деньгами, выросла с 18% до 21%.
Среди россиян в целом дистанционные платежи совсем не распространены: две трети населения совершает платежи через кассу банковского отделения, еще треть — через «Почту России», свидетельствуют данные Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) и компании OMI. Что касается самой потенциально восприимчивой к банковским новшествам части граждан — активных пользователей интернета, то даже среди них по сравнению с апрелем 2011 года, когда проводился предыдущий опрос, доля респондентов, которые за последние 12 месяцев не воспользовались ни одним удаленным способом совершения платежей, выросла с 18% до 21%.
Слабое проникновение передовых банковских технологий в среду российских
пользователей интернета является следствием общей низкой востребованности
банковских услуг в России. Так, в рейтинге 62 стран, использующих безналичные
платежи, составленном в мае компанией Visa, Россия по уровню развития
бесконтактных и мобильных платежей заняла 36-ю позицию, а по доле населения и
предприятий, пользующихся любыми банковскими
услугами,—43-е и
42-е места соответственно.
Предпочтения тех интернет-пользователей,
которые все же делают дистанционные платежи, за год изменились, свидетельствуют
данные НАФИ и OMI. Так, упала доля предпочитающих оплату со счета мобильного
телефона — незначительно, с 30% до 29%,— и электронные деньги (с 43% до 40%).
Оплата с помощью банковской карты, наоборот, набирает популярность: доля
опрошенных, которые хотя бы раз воспользовались этим способом оплаты за
последние 12 месяцев, выросла с 49% до 57%.
Наиболее существенный прорыв в распространении дистанционных способов оплаты товаров и услуг удалось совершить банкам, предлагающим опцию интернет-банкинга. За год доля респондентов, управляющих своим банковским счетом через личный кабинет систем интернет-банкинга, выросла с 22% до 32%.
Развитие интернет-банкинга является доминирующей тенденцией российского
рынка — в частности, много усилий в этом направлении в последнее время
прилагает Сбербанк, на который приходится около 27% активов банковской системы.
Например, сегодня банк сообщил о запуске сервиса бронирования и оплаты через
«Сбербанк онлайн» билетов «Аэрофлота» с помощью карт Сбербанка. «Этот сервис
исключает ошибки, связанные с неверно введенными реквизитами, так как
пользователю не нужно вводить данные своей банковской карты или другие
платежные реквизиты»,— отметил старший вице-президент Сбербанка Виктор
Орловский.
Источник: Коммерсантъ