17 Апреля 2012 | 12:42

Потребление продолжает замедляться

Мартовский рост расходов россиян по сравнению с мартом 2011 составил 7%, но, как и февральский, оказался самым низким за 5 лет наблюдений

Картинка Потребление продолжает замедляться

По данным исследовательского холдинга Ромир, полученным на основе скан-панели домохозяйств* Romir Scan Panel, расходы россиян** на приобретение продуктов питания и товаров повседневного спроса в марте 2012 года выросли по сравнению с февралем 2012 на 14%.  

Половина этого роста объясняется тем, что март длиннее февраля (обычно на 3 дня = 10%, но в этом году только на 2 = 7%). Вторая половина – реальный рост повседневного потребления.

Однако по сравнению с мартом 2011 года повседневные расходы в номинальном выражении выросли только на 7%. А с поправкой на инфляцию потребительского рынка рост реальных повседневных расходов не превысил 1-1,5%. 

В марте, как и в феврале, рост повседневных расходов россиян оказался самым низким за весь период наблюдений - см. Диаграмму 1. Напомним, потребительские расходы в реальном выражении в феврале 2012 года снизились на 4-5% по сравнению с февралем 2011. За пять лет наблюдений такое произошло всего лишь третий раз. Первые два случая были зафиксированы в июле и августе 2010, когда аномальная жара в европейской части России оказала угнетающее воздействие на повседневные потребительские расходы.

Диаграмма 1. Рост индекса повседневных потребительских расходов в феврале и марте по отношению к аналогичному месяцу предыдущего года - за все периоды наблюдений (%)

100% = значение соответствующего месяца предыдущего года


Источник: Холдинг Ромир, апрель 2012

При этом впервые за все время наблюдений в марте доля непродовольственных товаров в повседневной корзине выросла с 26% до 36%, а доля продуктов питания, соответственно, снизилась с 74% до 64%. Обычно такое «смещение центра тяжести» в сторону непродовольственных товаров   происходит в августе, в период подготовки к новому учебному году, и иногда – в декабре.

С учетом изменившегося распределения долей между продовольственными и непродовольственными товарами изменение реальных расходов на приобретение продуктов питания в марте 2012  по сравнению с мартом 2011 становится еще более  заметным – его можно оценить  как снижение на 10-12%. Зато по непродовольственным товарам можно говорить о росте реальных расходов на 30%. Рост расходов на повседневные покупки в марте по сравнению с февралем наблюдался во всех типах городов (4-6%) кроме миллионников. Там показатели остались на уровне февраля текущего года. Исключение составила только Москва со своим ростом в 15%. Тогда как в Санкт-Петербурге зафиксировано снижение уровня повседневных расходов на 3%.

Исходя из всех этих данных можно сделать вывод, что снижение темпов роста потребительской активности на рынках товаров повседневного спроса, впервые зафиксированное в сентябре 2011 года и прерванное только высокими показателями января, приобретает характер все более  устойчивого тренда.

Диаграмма 2. Динамика индекса повседневных потребительских расходов россиян за весь период наблюдений

100% = январь 2008-го года


Источник: Холдинг Ромир, апрель 2012

*Исследовательская скан-панель домохозяйств Romir Scan Panel основана на данных потребления 10 000 потребителей, репрезентирующих покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 100 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

** Ромир–индекс покупательской активности – инструмент измерения потребительской реальности, разработанный на базе скан-панели домохозяйств Ромир. Отражает динамику потребления товаров повседневного спроса и цен, качественный и количественный состав домашнего потребления, изменения в предпочтениях мест покупок жителей российских городов.
Базой для расчета индексов являются ежедневно обновляемые данные по покупкам более 100 категорий продовольственных и непродовольственных товаров в городах России с населением 500 000 жителей и более.

Источник: Ромир

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 MGCom №1 Digital Index 2023
2 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
3 Arrow Media №1 Performance в недвижимости 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.