Книжный рынок сократился


Тенденции | 12 Сентября 2011 06:43 | 1

Объем книжного рынка России продолжает падать третий год подряд, следует из данных издательства «Эксмо»: по итогам 2011 года снижение составит около 6%, до 62 млрд руб

Объем книжного рынка в России продолжил снижение в 2011 году, рассказал “Ъ” гендиректор и совладелец «Эксмо» Олег Новиков. По прогнозу «Эксмо», по итогам 2011 года объем рынка составит 62 млрд руб., что примерно на 6% меньше, в 2010-м. В первом полугодии рынок уже сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 7% в денежном выражении и на 11% — в натуральном. Таким образом, обороты книжных издательств и торговых сетей снижаются уже третий год подряд: в этом году продажи будут уже на 22,5% ниже, чем в рекордном для рынка 2008-м, когда удалось наторговать на 80 млрд руб.

Среди факторов, влияющих на снижение объема рынка, господин Новиков выделяет глобальное падение интереса к чтению, пиратство в интернете, а также сокращение количества специализированных книжных магазинов. Так, по данным ВЦИОМа, в 2010 году количество россиян, вообще не читающих книги или делающих это очень редко, достигло 37%, увеличившись почти в два раза по сравнению с 20% в 1996 году. При этом количество активно (то есть почти ежедневно) читающих россиян составляет лишь 23%. В структуре различных каналов продаж книг в первом полугодии 2011 года выросла доля торговых центров, специализирующихся на товарах повседневного спроса, и интернета — с 12% до 13% и с 6% до 8% соответственно. Доля независимых книжных магазинов при этом сократилась с 46% до 45%.

Развитие легального рынка электронных книг в 2011 году должно ускориться, следует из данных «Эксмо». По прогнозу издательства, при сохранении динамики первого полугодия к концу года этот сегмент рынка вырастет примерно на 133%, до 140 млн руб., притом что в 2010 году он удвоился с 30 млн руб. до 60 млн руб. Таким образом, электронные продажи займут примерно 0,2% всего книжного рынка. На пиратские скачивания, по разным оценкам, приходится от 80% до 95% загруженных из сети книг.

«Эксмо» также представило свою оценку оборотов крупнейших российских книжных издательств и книготорговых сетей по итогам 12 месяцев, закончившихся 30 июня 2011 года (см. рейтинг крупнейших издательств). При проведении оценки «Эксмо» консультировалось с представителями других издательств, подтвердили “Ъ” несколько участников рынка. Выручка самого «Эксмо» за оцениваемый период составила 6 млрд руб., тиражи — 80 млн экземпляров, количество выпущенных наименований книг — 10 тыс. Группа АСТ уступает незначительно: ее оборот, по оценкам «Эксмо», составил 5,7 млрд, тиражи — 73 млн экземпляров, количество наименований — 9,5 тыс. Источник, близкий к АСТ, не опроверг эти данные, но отметил, что учитывались показатели не всех компаний группы. Группа «Азбука-Аттикус» Александра Мамута, занимающая четвертое место по количеству выпущенных наименований книг (1,5 тыс.), является лишь шестой по оборотам с 1,2 млрд руб., а «Эгмонт Россия», четвертое издательство по тиражам (25 млн экземпляров), занимает в денежном выражении седьмое место с 1,1 млрд руб. выручки.

Как следует из оценки продаж книготорговых операторов по итогам июля 2010 года — июня 2011 года, на рынке розничных сетей мог смениться лидер: выручка «Топ-Книги» (420 магазинов; основной акционер — Георгий Лямин) за этот период оценивается в 4 млрд руб. без НДС, а обороты сети «Новый книжный — Буквоед» (240 магазинов; принадлежит владельцам «Эксмо» Олегу Новикову и Андрею Гридасову, а также Михаилу Иванцову и Денису Котову) достигли 4,7 млрд руб. (см. таблицу). Впрочем, источник, знакомый с результатами «Топ-Книги», утверждает, что реальная выручка сети за этот период была не менее 5 млрд руб. В «Топ-Книге» не ответили на запрос “Ъ”, финансовую отчетность компания перестала раскрывать. Третье место на рынке, по оценкам «Эксмо», занимает крупнейший дистанционный книготорговец «Мир книги» (развивает торговлю по каталогам и интернет-магазин) с 3 млрд руб. продаж. Другой интернет-магазин — Ozon.ru — занимает лишь шестое место среди розничных операторов с 1,6 млрд руб.

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.
Свежие вакансии в рекламе, маркетинг, PR и digital в нашем новом Telegram-канале — «Больше Джобсов».


Источник: Коммерсантъ

последние новости

Комментарии

bukva zю | 12.09.2011, 10:18
Ну и правильно. Нефиг прикидываться шибко культурными.

Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 41

Спецпроекты

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.

Новости партнеров

Кейсы

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама