На смену торговым центрам придут моллы с масштабной развлекательной составляющей
Пока подобных объектов единицы, но рост внимания к ним со стороны покупателей уже очевиден, говорят эксперты
Привычный формат крупного торгового центра, состоящего из
нескольких десятков или сотен магазинов, разбавленных лишь фудкортом и
кинотеатром, постепенно сдает позиции. Будущее — за моллами с масштабной
развлекательной составляющей, которая будет включать детские игровые и
образовательные зоны, художественные галереи, спортивные площадки, аквапарки.
Пока подобных объектов единицы, но рост внимания к ним со стороны покупателей
уже очевиден, говорят эксперты.
Эксперты Jones Lang LaSalle оценивают объем качественных торговых площадей в
Петербурге на уровне 1,4 млн кв. м, общий объем, по данным Colliers
international, составляет 2,7 млн кв. м. Появление новых форматов ТЦ особенно
актуально в условиях насыщения рынка, которое произойдет в ближайшие годы, а по
оценкам некоторых аналитиков, уже наступило. «Уже сейчас наблюдается тренд,
когда новые качественные ТЦ, например «Галерея», отбирают поток покупателей у
других качественных объектов, например «Меги», — говорит заместитель директора
отдела стратегического консалтинга Jones Lang LaSalle Андрей Косарев.
Объекты, концепции которых создавались на заре рынка торговой недвижимости в
1998—2003 годах, теряют популярность, так как не удовлетворяют современным
требованиям: мелкая нарезка помещений, неудобная внутренняя логистика,
недостаточное количество парковочных мест, отсутствие крупных брендовых
арендаторов, говорит генеральный директор Colliers International Петербург
Николай Казанский. Рынок в России давно готов к тому, чтобы расширять функции
торговых комплексов, добавлять больше развлекательной и культурной
составляющей, уверена руководитель отдела торговых центров компании Praktis CB
Катерина Немирова. Торговые центры воспринимаются потребителем не только как
территория для совершения покупок, но и как место, где можно провести досуг с
семьей или друзьями, добавляет директор по развитию бизнеса Astera Людмила
Рева. «Но операторы развлекательных объектов платят невысокие арендные ставки,
поэтому избыточный объем этой функции может снизить доходность ТЦ», — отмечает
руководитель отдела проектов и аналитических исследований АРИН Зося
Захарова.
Среди объектов нового поколения эксперты отмечают уже функционирующий «Толстой сквер» с масштабной культурной и строящийся Piterland с серьезной спортивно-развлекательной составляющей. Между тем, по мнению руководителя группы исследования рынка недвижимости Knight Frank St. Petersburg Олега Громкова, совмещение торгового комплекса и крупного социального объекта, будь то учебное заведение, театр или музей, в России нереализуемо, так как в текущих реалиях все должно быть построено за счет средств девелопера и потом передано городу.
При этом, как подчеркивает ведущий эксперт-аналитик GVA
Sawyer Сергей Рассказов, Россия пойдет не по американскому пути развития ТЦ,
которому присущи гигантизм (площадь объекта — более 200—300 тыс. кв. м) и
размещение комплексов вдали от города, а по европейскому. «Пока выгоднее
строить ТЦ в городах в том числе ввиду отсутствия рынка земли и хорошей
дорожной инфраструктуры, низкого уровня автомобилизации», — отмечает
эксперт.
Источник: РБК Daily