Российский рекламный рынок к 2013 году станет одним из самых привлекательных
К 2013 году Россия станет одной из самых привлекательных для рекламных инвестиций стран и войдет в десятку крупнейших мировых рекламных рынков. Таковы данные исследования агентства ZenithOptimedia (Publicis Groupe). Сегодня наша страна занимает 12-ю строчку в рейтинге
Эксперты из ZenithOptimedia предрекают, что восстановление мирового рекламного рынка будет долгим и непростым. Политические потрясения в Египте, землетрясение и его последствия в Японии будут стоить отрасли 2,4 миллиарда долларов. Таковы прогнозы, полученные в ходе исследования.
Несмотря на то, что сегодня сектор в целом продолжает расти, агентства уже начинают корректировать свои планы на 2011 год. Теперь ожидаемый уровень роста рекламных расходов составляет лишь 4,2% по сравнению с предсказанным в декабре уровнем 4,6%. И эти цифры могут снизиться еще больше – в зависимости от того, сколько препятствий встретится на пути восстановления Японии. Развивающиеся рынки, к которым Zenithoptimedia причисляет все страны, расположенные за пределами Северной Америки, Западной Европы и Японии, увеличат свою долю с 30,9% в 2010 году до 35,1% в 2013 году. Рост на рынке США ожидается на уровне 2,5% - до 151 миллиарда долларов в ключевых медиа (исключая прямые рассылки, pr и мероприятия), в то время как в Японии рост составит лишь 0,7%, а на Ближнем Востоке – 0,1%.
Наша же страна станет самой выигрышной, наряду с Бразилией и Китаем. По данным Zenithoptimedia, Китай уже сегодня начал обгонять Германию и к 2013 году, вероятно, займет ее место в тройке крупнейших рекламных рынков, сразу после Японии. Рынок Бразилии уже в этом году обгонит рынок Франции и займет шестую позицию.
В целом, если посмотреть на рекламные расходы, становится ясно, что значение тенденции снижения роли телерекламы сильно преувеличено. Телевидение остается крупнейшим медиа с сильным отрывом от конкурентов, и его доля только растет. К 2013 году, по мнению Zenithoptimedia, его доля на мировом рынке рекламы составит 41,7% всех расходов. Но хотя телевидение будет безраздельно властвовать в обозримом будущем, все больше инвестиций привлекает рынок цифровой рекламы. По данным агентства, к 2013 году именно цифровой рынок станет вторым по величине, оставив позади печатные медиа.
Крупнейшие 10 мировых рекламных рынков (. по текущему курсу)
|
Источник: ZenithOptimedia
США, на 350% опережающая своего ближайшего преследователя – Китай – по количеству средств, вложенных в рост мировой рекламной экономики, несмотря на медленную динамику роста, к 2013 году не потеряет своих лидерских позиций. Тем не менее, ее преследователи – развивающиеся рынки, которые по темпу прироста обходят США. Это упомянутый выше Китай, Россия, Бразилия, Индия и Индонезия.
Страны с наибольшим вкладом в рост мирового рекламного рынка
(2013 к 2010, . по текущему
курсу)
|
Источник: ZenithOptimedia
Расходы на рекламу по регионам мира (основные медиа, . по текущему курсу)
|
Источник: ZenithOptimedia
Изменения по сравнению с предыдущими годами (основные медиа, %)
2009 v 08 | 2010 v 09 | 2011 v 10 | 2012 v 11 | 2013 v 12 | |
Северная Америка | -12.6 | 2.6 | 2.6 | 3.5 | 3.3 |
Из них США | -12.9 | 2.3 | 2.5 | 3.4 | 3.2 |
Западная Европа | -11.0 | 5.0 | 3.5 | 3.7 | 3.4 |
Азия | -5.9 | 7.7 | 4.6 | 8.3 | 6.8 |
Исключая Японию | -0.5 | 13.8 | 10.5 | 10.4 | 9.6 |
Центральная и Восточная Европа | -18.1 | 6.3 | 10.0 | 13.4 | 13.8 |
Латинская Америка | 2.1 | 15.0 | 7.9 | 7.7 | 9.0 |
Ближний Восток и Северная Африка | 8.9 | 5.1 | 0.1 | 4.8 | 5.6 |
Остальной мир | 5.5 | 8.0 | 8.6 | 10.1 | 10.5 |
Весь мир | -9.6 | 5.5 | 4.2 | 5.8 | 5.5 |
Источник: ZenithOptimedia
ZenithOptimedia прогнозирует, что к 2013 году интернет-реклама превзойдет газетную по объемам. Это позволит интернету стать медиа №2 после ТВ. Несмотря на разговоры о возможности такого развития событий в ближайшем будущем, оно никогда еще не было озвучено ни в одном прогнозе.
Расходы на рекламу по медиа $ млн
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |
Газеты | 97 421 | 95 235 | 92 997 | 91 867 | 91 246 |
Журналы | 43 856 | 43 768 | 43 246 | 43 007 | 42 835 |
ТВ | 165 502 | 180 315 | 190 169 | 203 698 | 215 980 |
Радио | 31 672 | 31 995 | 32 828 | 34 077 | 35 243 |
Кино | 2 091 | 2 308 | 2 451 | 2 606 | 2 764 |
Outdoor | 28 184 | 29 456 | 31 172 | 33 306 | 34 946 |
Интернет | 54 230 | 63 049 | 71 623 | 82 358 | 94 467 |
Итого * | 422 956 | 446 126 | 464 486 | 490 920 | 517 481 |
Источник: ZenithOptimedia
* Общие цифры ниже, чем в таблице «Расходы на рекламу по регионам мира», так как в некоторых странах мира нет разбивки расходов по медиа.
Доля медиа в общих расходах на рекламу (%)
2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | |
Газеты | 23.0 | 21.3 | 20.0 | 18.7 | 17.6 |
Журналы | 10.4 | 9.8 | 9.3 | 8.8 | 8.3 |
ТВ | 39.1 | 40.4 | 40.9 | 41.5 | 41.7 |
Радио | 7.5 | 7.2 | 7.1 | 6.9 | 6.8 |
Кино | 0.5 | 0.5 | 0.5 | 0.5 | 0.5 |
Outdoor | 6.7 | 6.6 | 6.7 | 6.8 | 6.8 |
Интернет | 12.8 | 14.1 | 15.4 | 16.8 | 18.3 |
Источник: ZenithOptimedia
Прогноз развития рекламного рынка в России в 2011 году был улучшен с 18% (было в последнем, декабрьском прогнозе) до 22%. В 2010 году ВВП в стране вырос на 4%, на 2011 год МВФ прогнозирует 4,3% рост. Несмотря на сокращение российского рекламного рынка в 2009 году, в 2010 он вырос на 16%. В 2011 году динамика развития улучшится и составит 22% по отношению к 2010 году.
Реклама в интернете продолжает расти темпами, опережающими другие медиа. В 2011 году ее рост по прогнозу составит 42%. Доля рекламы в интернете в общих расходах на рекламу в 2008 году составляла 6%. К 2013 году, если темпы прироста сохранятся, она достигнет 16%. Рекламные доли прессы и радио будут сокращаться - с 17,9% и 4,7%, соответственно, в 2010 году до 12,9% и 3,4% в 2013 году.
Объем рекламы в средствах ее распространения в России (млн. рублей)
2008 | 2009 | 2010 | 2011* | ||
Телевидение* (в т.ч. кабельно-спутниковое) | 138 900 | 113 700 | 130 700 | 160 761 | |
Печатные СМИ | 75 300 | 42 000 | 44 800 | 49 728 | |
Радио | 15 000 | 10 600 | 11 800 | 13 216 | |
Наружная реклама | 45 800 | 27 300 | 32 200 | 38 318 | |
Интернет (в т.ч. контекстная реклама) | 17 600 | 19 100 | 25 650 | 37 843 | |
Прочие носители (в т.ч.indoor и кинотеатры) | 3 200 | 2 600 | 3 700 | 4 625 | |
ИТОГО | 295 800 | 215 300 | 249 850 | 304 491 |
Источник: ZenithOptimedia
*- прогноз
Темпы прироста по отношению к предыдущему году (Россия)
2008 | 2009 | 2010 | 2011* | |
Телевидение | 23% | -18% | 15% | 23% |
Печатные СМИ | ** | -44% | 7% | 11% |
Радио | ** | -29% | 11% | 12% |
Наружная реклама | 13% | -40% | 18% | 19% |
Интернет | 39% | 9% | 40% | 42% |
Прочие носители | 33% | -19% | 42% | 25% |
ИТОГО | 26% | -27% | 16% | 22% |
Источник: ZenithOptimedia
*- прогноз
**- цифры по 2008 году по Радио и Прессе скорректированы АКАР, поэтому темпы прироста по этим медиа относительно 2007 г. не являются корректными
Источник: AdAge