Виртуальные площадки показали реальный рост
My-hit.ru быстрее остальных сайтов набирал популярность у россиян в 2009 году
Twitter и Facebook, сайты бесплатных объявлений, адресованные женщинам проекты, файлообменники и ресурсы по онлайн-просмотру видео — вот те интернет-порталы, которые, по данным исследовательской компании comScore, за минувший год продемонстрировали наибольший прирост российской аудитории, на 116-856%. В целом эта аудитория с июля 2009 по июль 2010 года выросла на 31%.
Американская исследовательская компания comScore подготовила специально для "Ъ" рэнкинг самых быстрорастущих по посещаемости интернет-площадок у российских пользователей. Методика comScore позволяет отслеживать их интернет-предпочтения по всей сети: более 20 тыс. специально отобранных в России респондентов старше 15 лет, репрезентирующих все население страны, установили на своих компьютерах специальную программу, которая отслеживает поведение человека в интернете. Для сравнения: отечественный измеритель интернета, TNS Russia, использует другую методику — отобранных респондентов распознают счетчики, которые TNS установила на избранных площадках.
Рэнкинг comScore учитывает рост российской аудитории за год — с июля 2009 по июль 2010 года — и включает в себя только те сайты, которые в июле этого года уже входили в Топ-100 самых посещаемых россиянами интернет-площадок. Это показывает не только бурный рост, свойственный многим стартапам, но и их реальные достижения. Из получившегося списка были исключены порносайты, а также ресурсы, которые, по мнению comScore, выросли за счет автоматического перераспределения трафика. Четыре ресурса, сейчас входящие в сотню самых популярных сайтов — torrentino.ru (4,64 млн уникальных пользователей в месяц; 28-е место), automobile.ru (2,62 млн; 55-е место), eaclub.ru (2,41 млн; 65-е место) и tiu.ru (1,93 млн; 86-е место), не вошли в рэнкинг только потому, что по ним невозможно провести динамику: самим этим ресурсам меньше года.
В целом российская интернет-аудитория с июля 2009 по июль 2010 года выросла на
31%, до 43,3 млн в месяц уникальных пользователей старше 15 лет. То есть
площадки, показавшие меньший прирост, отстают от рынка, поясняет старший
менеджер comScore по развитию бизнеса в Европе Оснат Зарецки. В получившемся
рэнкинге выделяются несколько типов площадок: женские (passion.ru; woman.ru,
galya.ru), сайты бесплатных объявлений (avito.ru, drom.ru, irr.ru, dmir.ru),
файлообменники и сайты по скачиванию пиратского контента (turbobit.net и
my-hit.ru), а также ресурсы, предлагающие онлайн-просмотр видео (24video.net,
youtube.com). Появление в рэнкинге спортивных сайтов (sovsport.ru, sports.ru,
sportbox.ru) обусловлено проходившим минувшем летом чемпионатом мира по
футболу, отмечает госпожа Зарецки.
Директор по маркетингу агентства MindShare Interaction Юлия Удовенко обращает внимание на значительный рост интереса россиян к международным проектам. За год российская аудитория сервиса микроблогов Twitter выросла в шесть раз, до 1,78 млн пользователей в месяц, сети Facebook — в четыре раза, до 3,89 млн. Гендиректор агентства AdWatch Андрей Чернышов, хотя и считает получившийся рэнкинг непоказательным, также признает наличие опасного для отечественных сетей тренда — западные платформы очень быстро набирают вес.
Впрочем, социальные медиа Twitter и Facebook по динамике обгоняет российский проект — созданная в июне 2008 года компанией Embria сеть "Фотострана" (+644%, до 3,57 млн пользователей). Этот ресурс позиционирует себя как "полноценное виртуальное интернет-государство" и насчитывает, по собственным данным, уже 5,47 млн "жителей". Учредителями владеющего сетью ООО "Эмбриа разработка", по данным ЕГРЮЛ на январь этого года, являются в равных долях Владимир Гуров, Игорь Монахов и Павел Яковлев.
Ряд попавших в рэнкинг comScore ресурсов уже оценили инвесторы. Так, в прошлом году Digital Sky Technologies (владеет Mail.ru, "Одноклассниками", долей "ВКонтакте") продала французской группе Allocine свой пакет в тематическом интернет-справочнике "Кинопоиск", а создатели адресованного женщинам сайта passion.ru объединили свой бизнес с Direct Group Паскаля Клемана, развивающей womanjournal.ru (см. "Ъ" от 12 и 27 ноября 2009 года). В этом сентябре новый инвестор должен появиться у площадки бесплатных объявлений avito.ru, указывают в своих отчетах за первое полугодие его владельцы — шведские Vostok Nafta и Kinnevik (также издают в России справочник "Желтые страницы"). В управляющей avito.ru компании Kontakt East Holding от комментариев воздерживаются до закрытия сделки.
Интерес у рекламодателей среди перечисленных самых быстрорастущих сайтов вызывают прежде всего Facebook и YouTube, отмечают в MindShare Interaction. Кроме того, очень перспективным может быть сотрудничество с сетью "Фотострана", добавляет Юлия Удовенко.
Источник: Коммерсантъ