Цены на основные продукты питания могут вырасти вдвое
Как рассказал руководитель отдела по связям с общественностью Х5 Retail Group Максим Трапезников, компания начала получать первые письма от по ставщиков по поводу повышения цен на отдельные товары
Как стало известно РБК daily, крупнейшие ритейлеры Х5 Retail
Group — Metro Cash
& Carry,
«Ашан»
и «Дикси»
— начали переговорную кампанию с поставщиками и производителями продуктов по
удержанию цен. По словам представителей торговых сетей, в новых договорах
поставки стоимость основных товаров продуктовой корзины — хлеба, крупы, молока
— выросла более чем в два раза. Производители ссылаются на засуху и
прогнозируют дальнейший рост цен.
РБК daily провела опрос российских торговых сетей и выяснила, что уже на этой
неделе цены на основные продукты питания могут резко вырасти — более чем вдвое.
Как рассказал руководитель отдела по связям с общественностью Х5 Retail Group
Максим Трапезников, компания начала получать первые письма от по ставщиков по
поводу повышения цен на отдельные товары (крупы, растительное масло, хлеб и
молочную продукцию) еще в середине июля. По его словам, в зависимости от группы
товаров речь идет о повышении цен в диапазоне от 3% до более чем 100%. Сейчас
ритейлер находится в стадии переговоров с поставщиками и производителями. «Цены
поднимать очень бы не хотелось», — замечает г-н Трапезников.
Сеть «Дикси» начала получать уведомления о повышении закупочных цен на 5—20% лишь на прошлой неделе, говорит вице-президент компании Федор Рыбасов. Речь идет о крупах, рисе, сухофруктах и молочной продукции. «На этой неделе выяснится, насколько отпускные цены будут скорректированы, если это произойдет», — заявляет г-н Рыбасов, добавляя, что это, видимо, придется сделать.
Поставщики Metro Cash & Carry предлагают повысить цены
на 10—30%. «Мы ведем с ними переговоры. Если мы примем эти цены, отпускная
стоимость может повыситься, но резких скачков не будет», — уверяет руководитель
по корпоративным коммуникациям компании Оксана Токарева. Надо заметить, что
своих запасов товаров по «горячим» категориям у компании нет, а переговоры
могут идти продолжительное время.
Директор центрального офиса закупок «Ашан Россия» Эмин Рустамов пожаловался РБК
daily, что «многие поставщики необоснованно завысили цены на большинство
товаров, которые относятся к социальной группе». Сейчас ритейлер находится в
состоянии напряжения — старается максимально сдерживать цены.
Наиболее жесткую позицию занял «Седьмой континент». Получив в начале августа
прайс-листы от некоторых контр агентов с повышением цен более чем на 50%, сеть
просто отказалась с ними работать. Со 2 августа ритейлер приостановил поставки
по завышенной цене гречки, муки и хлеба, позднее отказался поставлять в свои
магазины молочную продукцию компаний Danone и «Юнимилк».
«На сегодняшний день мы готовы остаться без этих продуктов, так как предложенные нам цены являются необоснованными», — заявляет пресс-секретарь «Седьмого континента» Влада Баранова. По ее словам, запасов компании по некоторым категориям хватит до начала осени. Самая острая ситуация у «Седьмого континента» наблюдается с хлебом, запастись которым по понятным причинам не удастся.
Производители в свою очередь обещают дальнейшее подорожание
продуктов, динамика которого прояснится в конце августа — начале сентября.
Сейчас же контрагенты сетей недоумевают: повышение цен не их личное желание.
Так, производители хлеба кивают на стремительно дорожающие зерно и муку.
Компании уверяют, что вынуждены работать даже себе в убыток, поскольку закупают
муку по новым ценам, а хлеб еще продают по старым.
По словам гендиректора УК «Грейн холдинг» Андрея Алексеева, стоимость муки с
начала лета к середине августа увеличилась почти вдвое — с 6—7 руб. за 1 кг до
13 руб. за 1 кг. В себестоимости производства хлеба доля муки составляет 30%.
«Нам проще вообще не возить хлеб в магазины, которые не соглашаются на
повышение цены, чем поставлять по старым — убытки будут меньше», — заявил РБК
daily один из крупнейших производителей хлеба.
Похожая ситуация и с крупами. Гречка в декабре 2009 года в опте стоила 13 руб.
за 1 кг, в мае 2010-го — 25 руб., сейчас — уже 40 руб., рассказал РБК daily
директор компании «Разгуляй-маркет» Дмитрий Леонов. По словам гендиректора
компании «Инфолинк» Андрея Гурова, дорожают и макароны низкого ценового
сегмента: «Мы поднимаем цены на продукцию из мягкой пшеницы в среднем на
25—30%». Региональные макаронные компании, отказываясь перекладывать растущие
расходы на потребителя, вовсе останавливают производство в ожидании
стабилизации рынка.
Резкий рост цен уже обратил на себя внимание властей и антимонопольного ведомства. Так, в пятницу московское управление ФАС заявило о возбуждении дела по признакам нарушения закона «О защите конкуренции» в отношении трех хлебозаводов: №22, 24 и 28. Согласованные действия производителей привели к росту цен на рынке хлебобулочных изделий в среднем на 20%, выяснило ведомство. Как рассказали РБК daily региональные производители, управления ФАС сейчас проверяют хлебозаводы по всей России.
В случае резкого скачка цен на социально значимые продукты должен сработать механизм, утвержденный законом «О торговле». Согласно ему власти могут ограничить цены на отдельные категории товаров, если в течение месяца рост цен на них составил 30% и более. В то же время крупнейшие ритейлеры уверили РБК daily, что ситуация вряд ли дойдет до этой точки.
Источник: РБК Daily