08 Июля 2010 | 08:51

Российский розничный рынок теряет популярность

Россия утратила былую привлекательность для иностранных ритейлеров: в рейтинге 30 самых перспективных для розничной торговли стран, составленном A.T. Kearney по итогам 2009 года, она опустилась со второго места на десятое. Отечественные продавцы уверены, что инвесторов отпугнул принятый в конце прошлого года закон "О торговле"

Картинка Российский розничный рынок теряет популярность

Пятерка лидеров рейтинга полностью поменялась (см. таблицу). Самой привлекательной для ритейлеров страной признан Китай, занимавший в 2008 году только третье место. Вторым номером стал Кувейт, раньше вообще не входивший в список. Замыкают Топ-5 Индия, Саудовская Аравия и Бразилия. Самым большим сюрпризом стало смещение России со второго на десятое место, помимо пяти лидеров ее опередили Чили, ОАЭ, Уругвай и Перу. Других представителей СНГ в рейтинге нет.

Консалтинговая компания A.T. Kearney составляет рейтинг 30 развивающихся и наиболее перспективных для ритейлеров стран ежегодно на основе индекса роста мировой розничной торговли (Global Retail Development Index, GRDI). GRDI учитывает страновой риск (совокупный показатель по экономическим, политическим и социальным рискам), насыщенность и темпы роста ("привлекательность для инвестирования") местного рынка, а также возможность отсрочить выход на него (чем она меньше, тем выше индекс).

Россия действительно меньше нравится иностранным ритейлерам: местные сети укрепились, покупательская способность населения не растет, существуют барьеры для входа на рынок, например, болезненный для торговцев продуктами закон "О торговле", объясняет директор российского отделения A.T. Kearney Иван Котов. "Кроме того, большой проблемой, как это ни банально, является инфраструктура, например отсутствие хороших дорог",— добавляет он. В целом, считает эксперт, российский рынок прошел фазу становления и находится в "зрелом" состоянии.

Опрошенных "Ъ" иностранцев выводы A.T. Kearney не испугали. "В долгосрочной перспективе Россия — это рынок, где мы хотим вести розничные операции. Мы продолжим оценивать наиболее подходящий способ выхода на ваш рынок",— заявил Кевин Гарднер, директор по международным корпоративным отношениям американской Walmart. По мнению руководителя по внешним коммуникациям французской Auchan в России Марии Курносовой, "2009 год был тяжелым для ритейла из-за последствий мирового кризиса, но Auchan видит большие перспективы в российских регионах".

Тем не менее в прошлом году бизнес в России прекратили сразу два зарубежных ритейлера — французская Carrefour и турецкая Ramstore. Этот фактор тоже был учтен, отметил господин Котов. Carrefour откровенно объясняла свое решение отсутствием на рынке "перспектив органического роста и возможностей для поглощений, что не позволяет компании стать лидером рынка в кратко- и среднесрочной перспективе".

Гендиректор X5 Retail Group (сети "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель") Лев Хасис согласен, что с 2009 года начал формироваться "серьезный негативный информационный фон вокруг розничной торговли, который и повлиял на ее инвестиционную привлекательность". Владелец сети "Магнит" Сергей Галицкий уверен, что "провал" России связан с принятым в декабре законом "О торговле". "Это абсолютно антирыночный закон, который дестабилизировал розницу",— заключил он.

* 25% в GRDI.

Источник: A. T. Kearny.

Источник: Коммерсантъ

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
2 MGCom №1 Digital Index 2023
3 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.