Рекламодатели пустились в расходы
Расходы рекламодателей в первом квартале выросли на 5%, подсчитала Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР)
Падение рекламных доходов продемонстрировали только стагнирующие еще с 2008 года рекламно-информационные издания. Телевидение, наружная реклама и интернет показали рост, а радио и пресса сохранили рекламные сборы на уровне первого квартала 2009 года.
Совокупные расходы на рекламу в первом квартале 2010 года выросли на 5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 38,8-39,8 млрд руб. без НДС, объявила вчера АКАР. Единственным медиа, где зафиксировано снижение рекламных сборов, оказались рекламно-информационные издания: их доходы упали на 11%, до 1,3-1,5 млрд руб. При этом эти издания демонстрировали спад еще и в благополучном 2008 году: уже тогда их рекламные доходы снизились на 1%, до 13,7 млрд руб.
Год назад на фоне всеобщего экономического кризиса падение продемонстрировали абсолютно все анализируемые медиа. В январе—марте 2009 года объем рекламного рынка сократился, по оценке АКАР, на 29%, до 36,9-37,9 млрд руб., что стало первым снижением расходов на рекламу после 1999 года. По итогам всего прошлого года совокупные рекламные затраты снизились на 26%, до 204,2 млрд руб. с НДС. С наибольшим падением доходов столкнулись издатели, операторы наружной рекламы и радиовещатели. В минувшем январе—марте сегмент наружной рекламы, как утверждает АКАР, уже продемонстрировал пятипроцентный рост, а рекламные сборы радио и прессы остались на уровне аналогичного периода прошлого года.
Коммерческая загрузка рекламных поверхностей в первом квартале этого года составила уже 66,8% против 58,5% годом ранее, констатирует исследовательская компания "ЭСПАР-Аналитик" по результатам мониторинга в 50 городах России. Расценки на размещения остаются на уровне прошлого года, но, поскольку загрузка действительно увеличилась, доходы операторов также выросли, соглашается директор по продажам и развитию компании Simon/Clear Channel Владимир Серкин. Расходы на радиорекламу в январе—марте могли снизиться до 5%, полагает вице-президент по коммерческой деятельности Европейской медиагруппы (радиосети "Европа плюс", "Ретро FM" и др.) Мария Смирнова. По ее оценке, доходы радиостанций от московской и сетевой рекламы (транслируется из Москвы на все города вещания станции) уменьшились в январе—марте на 15-20%, зато поступления от региональной рекламы (обеспечивают около 60% всех рекламных доходов радиовещателей) выросли примерно на 10-15%. "Но между пятипроцентным падением и заявленным АКАР нулевым приростом нет противоречия,— подчеркивает госпожа Смирнова.— Это очень близкие оценки, в рамках статистической погрешности".
Рынок прессы наряду с АКАР оценивает и аналитический центр "Видео Интернешнл" (АЦВИ). Правда, он подсчитывает рекламные доходы исключительно центральных, то есть московских и федеральных, изданий. По версии АЦВИ, в первом квартале сегмент газет продемонстрировал прирост на 11%, до 1,478 млрд руб. с НДС, тогда как рекламные сборы журналов упали на 6%, до 3,569 млрд руб. (см. "Ъ" от 26 апреля). АКАР же заявляет, что доходы журналов остались на уровне аналогичного периода прошлого года. Просто АКАР еще учитывает и доходы региональных издателей, отсюда возможны различия в оценках, поясняет эксперт АЦВИ Александр Ефремов. Владелец ИД Independent Media (журналы Cosmopolitan, Esquire, газета "Ведомости") финская Sanoma Corp. в своей отчетности за первый квартал указывает, что ее рекламные доходы в России по-прежнему падали. Французская группа Lagardere, совладелец издательской группы АФС-ИМГ (журналы Elle, Maxim, Marie Claire, телегид "Антенна-Телесемь"), вчера заявила, что рекламная выручка от издательского бизнеса в России в январе—марте незначительно, но выросла. По мнению владельца ИД Parlan (журналы L'Officiel, Top Gear) Евгения Змиевца, в первом квартале рекламные сборы журналов упали в среднем по рынку на 15%. "Во втором квартале падение составит уже 5%, зато уже сейчас видно, что во втором полугодии рекламодатели явно увеличат свою активность,— полагает господин Змиевец.— Так что если не случится ничего чрезвычайного, по итогам всего года доходы издателей журналов вырастут на 5-10%".
сегменты |
Январь-Март, млрд. руб. |
Прирост, % |
|
2009 год |
2010 год |
||
Телевидение |
20.9-21.3 |
21.8-22.2 |
5 |
в т.ч. эфирное |
20.7-21.1 |
21.6-22.0 |
5 |
кабельно-спутниковое |
0.14 |
0.16 |
+15 |
Радио |
1.6-1.8 |
1.6-1.8 |
0 |
Печатные СМИ* |
5.9-6.4 |
5.9-6.4 |
0 |
в т.ч. газеты |
1.5-1.7 |
1.7-1.9 |
10 |
журналы |
2.9-3.1 |
2.9-3.1 |
0 |
рекламные издания |
1.5-1.7 |
1.3-1.5 |
-11 |
Наружная реклама |
5.5-6.0 |
5.8-6.3 |
5 |
Интернет** |
2.1-2.3 |
2.8-3.0 |
+31 |
в т.ч. медийная реклама |
0.8-0.9 |
0.9-1.1 |
+16 |
контекстная реклама |
1.3-1.4 |
1.8-1.9 |
+42 |
Прочие |
0.6 |
0.7 |
12 |
ИТОГО |
36.9-37.9 |
38.8-39.8 |
5 |
Источник: Коммерсантъ