10 Февраля 2010 | 09:12

Кризис урезал розницу, опт и общепит

Объем розничной торговли в России в 2009 году превысил 14,5 трлн руб., снизившись по сравнению с 2008 годом на 5,5%. Оптовый оборот также сократился на 3,5%, приблизившись к цифре в 28,6 трлн руб.

Картинка Кризис урезал розницу, опт и общепит

Оборот розничной торговли в России в 2009 году снизился по отношению к показателю 2008 года на 5,5% и составил 14,517 трлн руб., говорится в ежегодном докладе Федеральной службы государственной статистики «Социально-экономическое положение России». В декабре объем розницы достиг 1,518 трлн руб., что на 3,6% ниже данных по соответствующему периоду предыдущего года.

Рыночные сокращения

В прошлом году оборот розничной торговли на 86,4% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность вне рынка, а доля розничных рынков и ярмарок составила 13,6%. В 2008 году указанные категории занимали соответственно 86,8 и 13,2%.
На 1 декабря на территории страны функционировали более 3,5 тыс. розничных рынков. За год их число сократилось на 155 единиц, или 4%. В основном рынки были трансформированы в торговые центры, супермаркеты и другие современные форматы торговли. Их количество сокращалось в основном за счет закрытия рынков универсального типа.

«В качестве положительной тенденции необходимо отметить постепенное увеличение числа сельскохозяйственных рынков: на 1 декабря 2008 года функционировало 178 рынков указанной специализации, на 1 апреля 2009 года — 183, на 1 июля — 187, на 1 сентября — 193, на 1 декабря — 200 рынков. Число сельскохозяйственных кооперативных рынков выросло за этот период с 7 до 13. Вместе с тем сельскохозяйственные и сельскохозяйственные кооперативные рынки составляют только 6% от общего числа рынков (на 1 декабря 2008 года — 5%)», — констатирует Росстат.

Ведомство подсчитало, что количество торговых мест на рынках составило на 1 декабря 2009 года 983,3 тыс. По сравнению с годом ранее этот показатель сократился на 51,1 тыс., или на 5%.
Изменения уровня использования торговых мест в течение года носили сезонный характер. Вместе с тем в 2009 году наблюдалась тенденция снижения уровня использования торговых мест.
Распределение площадей на рынках между хозяйствующими субъектами остается постоянным. Наибольшая часть закреплена за индивидуальными предпринимателями. По состоянию на 1 декабря эта категория арендовала 770,5 тыс. торговых мест, или 78,4%.

Продовольствие отвоевывает долю

В целом по стране за частными лицами на 1 декабря закреплено 169,6 тыс. мест (17,2% от общего числа), или на 7% меньше, чем на аналогичную дату 2008 года. Коэффициент их использования составлял 59,6%.
Крестьянским хозяйствам выделено всего 12,4 тыс. торговых мест (1,3% от общего числа), что на 4% меньше, чем на 1 декабря 2008 года. Но и эти торговые места использовались лишь наполовину (51,4%), признает Росстат.
В декабре торговые сети формировали в среднем 30,5% оборота розничной торговли (в декабре 2008 года — 28,3%). В 37 регионах доля крупных ритейлеров превышала среднероссийский уровень. В то же время в девяти субъектах сети обеспечивали менее 10% розничного оборота. Аналогичный показатель по Москве составил 23%, по Санкт-Петербургу — 66%.

В структуре оборота розницы удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий составил 48,6%, непродовольственных товаров — 51,4% (в 2008 году доли распределялись как 46,8 и 53,2%).
В декабре по сравнению с предыдущим месяцем отмечался существенный рост объемов продажи продуктов питания: свежих фруктов (на 45%), рыбы и морепродуктов (на 39%), кондитерских изделий (на 38%), свежих овощей и картофеля (на 32%), мясных продуктов, животных и растительных масел, яиц, чая (на 20−27%); из непродовольственных товаров значительно возросла реализация телевизоров (на 76%), компьютеров (на 56%), стиральных машин, холодильников и морозильников (соответственно, на 32 и 37%), мобильных телефонов (на 24%), что связано с повышением покупательского спроса перед праздниками, проведением новогодних ярмарок и распродаж.

Кризис бьет по общепиту

Росстат также подсчитал, что за первые три квартала прошлого года органами Роспотребнадзора проведено 78,1 тыс. проверок торгующих организаций. Выявлено 51,6 тыс. административных правонарушений: 49,5% — по статье «Нарушение правил продажи отдельных видов товаров»; 32,6% — «Нарушение иных прав потребителей»; 5,2% — «продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин»; 4,1% — «Обман потребителей»; 2,6% — «Невыполнение в срок законного предписания», 2,4% — «Нарушение правил продажи спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции». К административной ответственности привлечено 41,9 тыс. правонарушителей. Сумма взысканных штрафов с правонарушителей составила 96,3 млн руб. (68,3% от общей суммы наложенных штрафов).
Выручка российских предприятий общественного питания по итогам года снизилась на 13,5% по сравнению с 2008 годом, до 705 млрд руб.

По данным Росстата, российский рынок общественного питания, весь 2008 год демонстрировавший устойчивый рост выручки, с начала 2009 года почувствовал изменение спроса. Уже с января динамика оборота этого сектора потребительского рынка стала отрицательной: в январе доходы снизились на 2,3%, в феврале — уже на 8,9%, к июню — на 12,3%, в августе — на 18,3% и в ноябре — на 21,2% к показателям предыдущего года.
Лишь в декабре негативный тренд был переломлен, и спад составил 13,3% по сравнению с декабрем 2008 года, до 71,3 млрд руб. Всего, по данным Росстата, в России работает около 27 тыс. ресторанов и кафе, 3 тыс. баров и более 3 тыс. столовых и кулинарных магазинов.

Что касается статьи платных услуг населению, в 2009 году граждане заплатили за оказание оных 4,418 трлн руб. включая декабрьские 401,3 млрд руб. Удельный вес расходов на оплату услуг в потребительских расходах населения вырос за год на 0,7% и составил 22,5%.
В структуре этого показателя продолжали преобладать транспортные, жилищно-коммунальные услуги и услуги связи (64,6% от общего объема). Более половины объема бытовых услуг пришлось на два их вида: по ремонту и строительству жилья и других построек и по техобслуживанию и ремонту транспортных средств, машин и оборудования.

Парфюмерный оптимизм

Оборот оптовой торговли в 2009 году составил 28,596 трлн руб., что на 3,5% ниже соответствующего периода предыдущего года. На 80% опт формировался организациями оптовой торговли, оборот которых составил 22,863 трлн руб.

«По результатам выборочного обследования конъюнктуры и деловой активности, проведенного в IV квартале 2009 года, ситуация для предпринимательской деятельности в оптовой торговле не претерпела существенных изменений», — отмечает Росстат. Как «благоприятную» и «удовлетворительную» ее охарактеризовали 84,2% руководителей торговых организаций против 85,2% в предыдущем квартале, как «неблагоприятную», соответственно, 15,7% против 14,8%.

В то же время заметно снизился уровень положительной оценки предпринимателями своего экономического положения в оптовой торговле сельскохозяйственным сырьем и животными. Стабильно высоким остается этот показатель у продавцов парфюмерии и косметики (98,1%), пищевиков (89,7%) и представителей ТЭК (85,8%).
Несколько снизилась уверенность предпринимателей в благоприятном развитии экономической ситуации. Так, если в третьем квартале 85,3% из них полагали, что в течение следующих трех месяцев ситуация будет благоприятной, а 17,4% рассчитывали на ее улучшение, то к концу года аналогичные индикаторы составляют, соответственно, 81,0 и 13,1%.

Среди факторов, ограничивающих деятельность оптовых организаций в наибольшей степени, респонденты выделяют неплатежеспособность покупателей — 77,7%, недостаток финансовых средств — 61,5%, высокий уровень налогов — 52,3%.

Источник: Infox.ru

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
2 MGCom №1 Digital Index 2023
3 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.