Навигатор рекламного рынка

| Печать | В закладки13 мая 2009 10:41

Почему Россия выбрала свой путь спасения автопрома

Продажи машин в Германии и Франции растут, а у нас пока что падают


Фото: Рис. Николая Воронцова

Производители автомобилей — одни из главных жертв финансового кризиса. Согласитесь, когда в семейном бюджете дыра, от покупки нового авто отказаться проще, чем от продуктов. Продажи «железных коней» упали в разы. Ведущие мировые державы пытаются спасти национальный автопром. Самая распространенная мера — кредиты автозаводам для расчетов с поставщиками. Но почему европейский автомобильный рынок показывает рост продаж, а российский никак не выйдет из пике?

САРКОЗИ ПОМОГАЕТ ТОЛЬКО СВОИМ

Европа сумела удержать продажи новых машин на необходимом для выживания автозаводов уровне. Наиболее решительно к спасению отечественных автоконцернов подошли Франция, Германия и Италия.

Известный активным госвмешательством в экономику президент Саркози ввел чрезвычайный план спасения французского автопрома, который, по мнению Евросоюза, неприкрыто попахивал протекционизмом. Согласно данному плану правительство Франции предоставило ведущим компаниям страны «Рено-Ниссан» и «Пежо-Ситроен», субсидии в размере 6 млрд. евро при условии сохранения рабочих мест во Франции. Для стимулирования автокредитования Банк Франции выделил финансовым подразделениям «Рено» и «Ситроена» кредиты на 1 млрд. евро под 8% годовых. На возражения чешского председателя ЕС, заголосившего о дискриминации филиалов в Восточной Европе, французы отреагировали вежливо, но план не отменили. Правительство вдогонку облегчило для ведущих автогигантов получение кредитных гарантий, расширив список активов, которые принимаются в качестве обеспечения.

Самым эффективным во Франции оказалось прямое стимулирование спроса на новые авто под видом борьбы за экологию, чтобы избежать новых упреков в протекционизме. Французское правительство резко нарастило бонус с 300 до 1 тысячи евро тем владельцам, кто, сдав в 2009 году автомобиль старше десяти лет, приобретает новый, более экологичный. Эта программа обойдется около 220 млн. евро. Зато в январе — феврале 2009 года авторынок Франции упал всего на 10,9%, в то время как в Италии и Британии — на 28%, а в Испании — на 46%. В марте продажи авто во Франции поднялись на 8%.

ОБЪЕДИНЕНИЕ СЛАБЫХ ДАЕТ СИЛУ?

Германия, где за пять месяцев до выборов поддержка автопрома стала вопросом политическим, пошла еще дальше. За старую машину в возрасте 9 лет и старше владелец получает компенсацию в 2500 евро при покупке нового автомобиля. При этом условия программы допускают прием автомобилей в любом состоянии! В результате блестяще рассчитанной операции в феврале 2009 года продажи в Германии выросли на 21,5%, при том что в целом по Западной Европе продажи сократились на 17,3%. Правда, парадокс, но особенно охотно скупались иностранные машины, в частности «Пежо-107», «Ситроен C1», «Рено Твинго» и даже российская «Лада Калина» и «Приора»! Импорт автомобилей в страну вырос на 48%, а продажи своих — лишь на 9%. На утилизацию старых автомобилей в Германии выделено 2,5 миллиарда евро.

Частные корпорации Европы тоже активно борются с кризисом, не уповая на одну поддержку государства. Масштабная перекройка всех финансовых структур, поиск новых партнеров, захват ослабевших игроков рынка, череда слияний по всему миру — тоже средство выстоять в кризисе и заложить базу для дальнейшего выживания. Немецкие автокомпании «Фольксваген» и «Порше» объявили о планах по слиянию, что станет завершением 3,5−летней истории переговоров. Не ясно, поможет ли это уйти от сворачивания производств, но «Фольксваген» уже уклонился пока от попыток итальянского «Фиата» приобрести пакет акций конкурента, пользуясь его трудностями. «Фиат», который, являясь девятым производителем в мире, наряду с переговорами о приобретении «Крайслера» в США изучает возможность слияния с «Опелем», что создало бы новый гигантский полюс автомобилестроения в мире. Правительство Берлускони такие варианты цивилизованного кризисного рейдерства только поддерживает, не забывая вслед за немцами и французами стимулировать спрос внутри Италии, установив премии за обмен старого автопарка.

АМЕРИКАНЦЫ ПЕРЕНЯЛИ ОПЫТ ЕВРОПЫ

Мировая паника вокруг автопрома началась с американских производителей. Власти США тут же заявили о готовности поддержать одну из ключевых отраслей экономики в стране. Заложили в бюджет на 2009 год 35,3 млрд. долларов. Для сравнения — это десятая часть бюджета России на нынешний год. Деньги пошли и на погашение долгов производителей, и на развитие новых технологий. Но огромные средства не пошли впрок: продажи автомобилей в феврале по сравнению с тем же месяцем прошлого года рухнули почти вдвое. Заокеанским властям пришлось перенимать европейский опыт. Теперь желающие утилизировать мощные машины получают субсидию на покупку малолитражки в 3500 — 4500 долларов.

Но не все государства готовы засыпать автопром деньгами. Правительство Японии всего лишь немного изменило налоговую стратегию: снизили налог на покупку и эксплуатацию экономичных автомобилей. В результате в первый месяц действия программы продажи автомобилей упали на 28% по сравнению с прошлогодними. Это худший показатель за последние 40 лет. Ну а реализация наиболее экологически чистых автомобилей поднялась всего лишь на 5%.

А МЫ СОРИМ ДЕНЬГАМИ?

Россия по примеру подавляющего большинства мировых держав на помощь автопрому не поскупилась. Правительство еще в начале года подняло ввозные пошлины на иномарки. Поставки импортных авто в страну упали в разы. Но отечественному производителю это не особо помогло: продажи российских автомобилей практически встали. И тогда власти предприняли беспрецедентный комплекс антикризисных мер.

Для начала правительство выделило средства на прямую помощь автозаводам. Ставки по автокредитам слишком высоки? Власти готовы субсидировать из бюджета 2/3 ставки рефинансирования на покупку авто стоимостью до 350 тысяч рублей. Цена кредита снизилась до 6,33%.

— Владимир Путин проводит правильную антикризисную стратегию в автопроме, — убежден эксперт управляющей компании «Тройка Диалог» Михаил Ганелин. — Поверьте, если бы у европейских государств была возможность ограничить ввоз чужих машин, они поступили бы так же.

Почему же тогда вложенные миллиарды не принесли результата? По итогам первого квартала продажи автомобилей в России упали в 3,5 раза…

— Во-первых, россияне менее состоятельны, чем жители развитых стран мира. Купить отечественный автомобиль на собственные деньги не многим по карману, — вступился за правительство Ганелин. — А во-вторых, программа льготного кредитования для желающих купить новую машину только открылась. Результат увидим не раньше лета.

Но все эксперты признают, что нынешний кризис в российском автопроме ничего не изменит. Это в других государствах сейчас вкладывают средства в развитие новых технологий и модернизацию производств. А в исконно российском автомобилестроении ничего не изменится.

— У нас как не было автопрома, так и не будет, — сплеча рубит глава аналитического отдела инвестиционной компании «Проспект» Дмитрий Парфенов. — Антикризисная стратегия правительства направлена не на модернизацию предприятий, а на спасение регионов от роста безработицы и социального взрыва. Все идет к тому, что по окончании финансового кризиса влияние иностранцев на российский автопром вырастет: отечественные автозаводы будут активнее собирать иномарки и создавать новые модели машин на основе зарубежных платформ.

Что в принципе не так уж и плохо по большому счету.


Источник: Комсомольская правда

| Печать | В закладки


<< < декабрь 2017 > >>
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
Подключите CSS