Московские пиарщики остаются без работы
Безработица на московском рынке PR-услуг превысила 50%.
Такие цифры в своем отчете приводят специалисты аналитической группы W-City community research. «В первые месяцы нового года прекратили свою работу и практически закрылись шесть столичных коммуникационных агентств второго эшелона, уволено свыше 300 PR-менеджеров», — говорится в исследовании этой компании. Только за 2008 год базы московских рекрутинговых агентств пополнились 3 тысячами резюме с пометкой «PR-специалист».
«Сейчас в PR-отрасли ситуация с открытыми вакансиями складывается непросто: на каждую приходится чуть менее десяти резюме», — подтверждает директор по маркетингу и PR-компании HeadHunter Ольга Бруковская. В будущем, по ее мнению, ситуация может незначительно ухудшиться, но подобного всплеска массовых увольнений, который наблюдался в отрасли осенью прошлого года, не произойдет. «Тогда многие компании, сокращая расходы, отказывались в первую очередь от отделов по PR, маркетингу и персоналу», — напоминает Бруковская. Менее оптимистичные оценки приводит руководитель исследовательского центра портала SuperJob.ru Наталья Голованова: «Количество соискателей, претендующих на должность менеджера по PR, огромно — 50 резюме на одну вакансию. В среднем сегодня на одну открытую вакансию PR- менеджера присылают свои резюме от 100 до 400 соискателей».
Кризис позволил многим компаниям избавиться от не очень хороших специалистов, считает генеральный директор PR-агентства «Сокур и партнеры» Дмитрий Сокур, но при этом около 10% дорогих высококвалифицированных кадров тоже остались безработными. «Какое-то время безработные PR-специалисты будут ходить по компаниям, снижая свои требования по зарплатам и соцпакетам. Часть из них сможет трудоустроиться, остальным же придется перепрофилироваться и искать работу в других сегментах», — добавляет гендиректор коммуникационного агентства АГТ Георгий Гаврилин.
По оценкам Натальи Головановой, до кризиса средняя заработная плата в PR-отрасли по Москве составляла 40 тысяч рублей, сейчас — около 35 тысяч. Притом что в 2006 году специалисты по связям с общественностью зарабатывали в среднем порядка 30 тысяч рублей в месяц.
Впрочем, крупные PR-агентства персонал пока не сокращают, чаще это прерогатива небольших компаний. «В основном с рынка уходят маленькие агентства, но из компаний, равных нам по объемам пока никто таких намерений не декларировал», — рассказывает Георгий Гаврилин, добавляя, что АГТ свои штаты не сокращает. Не делали этого и не планируют в «Сокур и партнеры». «Сокращения персонала мы пока не планируем, но открытые вакансии мы закрыли, перераспределив внутренние ресурсы, — говорит исполнительный директор агентства маркетинговых коммуникаций Pro-Vision Communications Владимир Серов. — Надеялись, что ситуация прояснится в начале 2009 года, когда наступила пора перезаключения контрактов. Однако во многих компаниях процесс в этом году затянулся, таким образом, наша кадровая политика пока остается прежней: людей не увольняем, но и новых не набираем».
Пока ситуация выглядит не критично, отмечает Георгий Гаврилин, но компании просчитывают кризисные варианты и все же рапортуют о снижении объемов клиентских заказов. Так, по данным опроса, проведенного агентством «PRопаганда», 35% из 40 топ-менеджеров крупных российских финансовых компаний заявили об уменьшении своего рекламного бюджета на 2009 год, сообщали «Ведомости». При этом 52% респондентов сообщили, что оставили затраты без изменений, а 3% даже увеличили бюджеты. «В среднем у наших клиентов снизились объемы заказов на 15-20%, — рассказывает глава АГТ. — А портфель наших заказов уменьшился на 10-15%. Их исчезновение мы компенсируем за счет появления новых».
«Среди наших клиентов не было ни финансовых, ни девелоперских компаний. Поэтому кризис мы ощутили в меньшей степени, чем многие наши коллеги, — поясняет Владимир Серов. — На сегодняшний день 90% наших клиентов продлили контракты. Кроме того, появилось несколько новых клиентов. Законы рынка никто не отменял. Эффективность PR в подобных экономических условиях уже доказана на опыте, поэтому сейчас наши услуги особенно востребованы».
Как правило, в период кризиса происходит увеличение бюджетов на консалтинговые услуги, — подтверждает Дмитрий Сокур. Впрочем, прогнозов по объемам рынка в 2009 году он делать не берется. «Объем рынка PR-услуг в 2008 году остался на уровне 2007 года (то есть 550-600 млн долларов), а сокращение бюджетов пришлось в основном на четвертый квартал 2008. Темпы роста были равны примерно 50%, — рассказывает он. — Сейчас сложно и рано делать какие-либо прогнозы: невозможно определить вектор, по которому будет двигаться PR-индустрия. Некоторые сектора рынка на сегодняшний день испытывают спрос на консалтинговые услуги от 100 до 200% (бюджеты на внутрикорпоративные коммуникации увеличились в 2 раза, на продвижение через Интернет — в 3 раза)».
В 2009 году российский рынок PR-услуг по пессимистичным прогнозам может сократиться на 25%, по оптимистичным — на 15% по сравнению с 2008 годом, сообщал «Коммерсантъ» со ссылкой на слова управляющего директора агентства PBN Питера Некарсулмера. По его словам, в 2007 году объем рынка PR-услуг достиг 200 млн долларов, и по итогам 2008-го из-за финансового кризиса должен был остаться на этом же уровне.
Источник: BFM.ru