«Динамо» могут исключить из еврокубков из-за превышения рыночной стоимости спонсорского контракта


Sports Marketing | 27 Апреля 2015 14:19

«Динамо» могут исключить из еврокубков из-за превышения рыночной стоимости спонсорского контракта
Источник: Коммерсантъ
Московское «Динамо» может стать первым футбольным клубом, который серьезно пострадает из-за несоответствия правилам финансового fair play (FFP) Союза европейских футбольных ассоциаций (UEFA). «Ъ» стали известны подробности проведенного UEFA расследования. В ходе него выяснилось, что «Динамо» совершило беспрецедентные по масштабу нарушения FFP. Речь идет о существенном превышении рыночной стоимости спонсорского контракта и доли зарплат футболистов в клубном бюджете, а также о привлечении займов, не обеспеченных активами. Источники «Ъ» считают, что UEFA может не ограничиться в отношении «Динамо» штрафом, как в отношении других известных нарушителей, в том числе из России, и исключить команду из еврокубков

О том, что "Динамо" может стать первой реальной жертвой программы финансового fair play, "Ъ" сообщил источник, знакомый с ходом расследования, которое проводил UEFA в отношении московского клуба. Еще в пятницу головная европейская футбольная организация объявила о том, что дело передано на рассмотрение арбитражной палаты комитета по финансовому контролю.

В этой новости в принципе можно было бы не заметить ничего удивительного. Правила FFP, накладывающие на клубы ограничения по расходованию средств и в целом обязывающие их вести свою деятельность, которая в том числе связана с оплатой труда и покупкой футболистов, на базе собственных и имеющих рыночное происхождение доходов, были утверждены UEFA в сентябре 2009 года и в полном объеме вступили в силу с нынешнего сезона. Из-за несоответствия им уже пострадал целый ряд команд. Так, в прошлом году UEFA выписал штраф в размере €60 млн (две трети, правда, в итоге были оформлены как условный) двум континентальным грандам — английскому "Манчестер Сити" и французскому ПСЖ, лимитировав заявку и того и другого на Лигу чемпионов, а также обязав изменить финансовую политику.

Не сумели избежать проблем и российские команды. В список наказанных попали петербургский "Зените", казанский "Рубин" и махачкалинский "Анжи". Все уплатили штрафы ("Зенит" — €12 млн, "Рубин" — €6 млн, "Анжи" — €2 млн), урезали еврокубковую заявку и взяли обязательство не допускать появления большого дефицита бюджета и на протяжении двух сезонов не увеличивать расходы на зарплаты футболистов и других сотрудников клуба.

Неординарным сообщение о деле "Динамо" делает факт его передачи в арбитражную палату. Во всех предыдущих случаях санкции накладывались на основе мирового соглашения между клубами и UEFA. Источник "Ъ" указал на то, что в арбитражную палату дело может быть передано только тогда, когда организация считает такое соглашение недопустимым и "не видит никаких предпосылок для улучшения ситуации". Он добавил, что, изучая состояние "Динамо", чиновники UEFA "были изумлены масштабом нарушений".

Первое из них касается контракта клуба с титульным спонсором. В роли такого спонсора выступает ВТБ, являющийся с 2009 года одновременно и владельцем 74-процентного пакета акций "Динамо". Это с точки зрения FFP уже крайне нежелательно. Однако гораздо больше UEFA заинтересовала стоимость контракта, через который ВТБ финансирует "Динамо",— 4 млрд руб. (около €80 млн по курсу годичной давности). FFP требует, чтобы рекламные договоры по цене соответствовали условиям рынка. Между тем уполномоченная UEFA консалтинговая компания Repucom оценила сумму договора как превышающую рыночную более чем в десять раз. Иными словами, примерно 90% контракта — это замаскированные под рекламу вложения владельца в клуб.

Следующее нарушение связано с долей зарплат футболистов в бюджете клуба. Она не должна превышать 70%, у "Динамо" же эта доля больше.

Наконец, UEFA заинтересовался привлеченными клубом в позапрошлом сезоне, после того как должность его президента занял предприниматель Борис Ротенберг, заемными средствами в размере примерно €40 млн. Вопреки требованиям FFP, они не оказались обеспечены никакими активами плюс пошли на трансферы футболистов. А финансовый fair play разрешает тратить на приобретение игроков лишь доходы, связанные с футбольной деятельностью. В случае же с "Динамо" этот принцип нарушен, причем грубо. Да и вообще клуб стабильно расходует на покупку игроков куда больше, чем получает от их продажи. За трехлетний период разница между поступлениями от продаж и тратами на покупки составила €70 млн.

UEFA пока никак не обозначил свою позицию по отношению к истории с "Динамо". Примечательно, что и в самом клубе отказываются комментировать ситуацию. Но источник "Ъ" предполагает, что клуб ждут гораздо более суровые санкции, чем "Зенит", "Рубин", "Анжи" и даже "Манчестер Сити" с ПСЖ, не исключая варианта с лишением призовых за выступление в нынешнем розыгрыше Лиги Европы (в нем динамовцы добрались до 1/8 финала) и с исключением из следующего (после вчерашнего матча с "Ростовом" бело-голубые находятся в зоне еврокубков — на четвертом месте в чемпионате России).

Возможно, осознавая, что неприятности могут быть крупными, "Динамо" и приступило к разгрузке платежной ведомости команды. Ведь в последнее время ряд ведущих игроков "Динамо", что называется, пошел на выход. Так, Артур Юсупов ведет переговоры с "Зенитом", Кевин Кураньи уже заявил, что продлевать истекающий по завершении сезона контракт не будет. Неясна ситуация с Федором Смоловым (сейчас он выступает за "Урал" на правах аренды), контракт с которым также истекает летом. Еще в прошлом году из-за финансовых разногласий "Динамо" покинул Кристиан Нобоа. Наконец, динамовцы ищут покупателя на Игоря Денисова, вступившего в конфликт с главным тренером команды Станиславом Черчесовым. Впрочем, ухода этих футболистов "Динамо" может не хватить, чтобы уложиться в требования FFP.

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.
Свежие вакансии в рекламе, маркетинг, PR и digital в нашем новом Telegram-канале — «Больше Джобсов».


Источник: Коммерсантъ

последние новости

Комментарии


Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 41

Спецпроекты

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.

Новости партнеров

Кейсы

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама