Как маркировать саморекламу и социальные кампании — АРИР опубликовал пятую волну вопросов РКН
АРИР и Роскомнадзор представили обновленную версию справочника о системе учета интернет-рекламы. В числе новых разъяснений — порядок маркировки саморекламы и социальных кампаний. Также в документе дополнены блоки «Передача сведений» и ЕРИР, появились три раздела «Длящиеся размещения», «Отдельные форматы: маркировка и отчетность», «Маркировка в онлайн-СМИ, социальных сетях и мессенджерах».
РКН подробно рассказал об ответственности участников цепочки, сроках подачи данных и о маркировке материалов, которые были размещены в сети до 1 сентября 2022 года, но продолжают демонстрироваться пользователям.
Появились подробности о регистрации отдельных форматов, таких как DCO, реклама на Smart TV, креативы с промокодами, интернет-кампании в рамках грантов и госконтрактов. Объясняется, как указывать информацию об объемах и распределении показов рекламы в YouTube и Telegram.
Также из нового: как исполнять требования закона, если у кампании несколько рекламодателей, каким образом присваивать идентификаторы креативам, и как действовать в рамках бартерных договоренностей и информационного партнерства.
Новые вопросы и ответы РКН
— СМИ размещают у себя саморекламу (рекламу о себе в своих же источниках). Подлежит ли учету и маркировке самореклама?
По мнению ФАС России, не являются рекламой сведения, предназначенные для информирования посетителей сайта об ассортименте товаров и услуг, правилах пользования, информация о продавце, производителе товара или лице, оказывающем услуги. Следовательно, на такую информацию положения закона «О рекламе» не распространяются.
В частности, не являются рекламой:
- материалы, содержащие информацию о подписке на собственные издания и способах ее оформления;
- анонсы собственных мероприятий, в том числе освещаемых СМИ в рамках информационного партнерства;
- гиперссылки, размещаемые на сайтах сетевых изданий, ведущие на отдельные сайты собственных продуктов, на сайт другого сетевого издания, принадлежащего одному и тому же учредителю.
В случаях, когда материалы направлены на выделение определенных товаров или самой организации среди однотипных товаров, такая информация может быть признана рекламой.
В ЕРИР для саморекламы предусмотрена возможность регистрации данных
— Подпадают ли под требования закона «О рекламе» в отношении маркировки и отчетности пресс-релизы, публикуемые на коммерческой основе, но не содержащие признаки рекламы?
Такие пресс-релизы могут быть определены как справочно-информационные, не
имеющие в качестве основной цели продвижение объекта рекламирования на рынке
(пункт 3 части 2 статьи 2 закона «О рекламе»). На указанные материалы
требования закона «О рекламе» не распространяются.
Оценка информации на предмет ее отнесения к рекламе или информации, не
являющейся рекламой, осуществляется ФАС России в каждом конкретном случае,
исходя из содержания такой информации и всех обстоятельств её размещения.
— Подлежит ли учету и маркировке социальная реклама в интернете?
Требования о маркировке социальной рекламы, распространяемой в интернете, установлены частью 3.19 статьи 10 закона «О рекламе». В частности маркировка для такой информации должна содержать пометку «Социальная реклама», а также указание на рекламодателя социальной рекламы и на сайт, страницу сайта в интернерте, содержащие информацию о рекламодателе социальной рекламы. При этом в соответствии с частью 3.20 статьи 10 закона «О рекламе» указанные требования о маркировке социальной рекламы не распространяются на сайты, которые зарегистрированы в соответствии с законом Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» в качестве сетевых изданий, а также на телеканалы и (или) радиоканалы.
Требования ст. 18.1 закона «О рекламе» не распространяются на социальную рекламу.
Вместе с тем, Роскомнадзор технически готов учитывать информацию о социальной рекламе при ее направлении участниками рынка в ЕРИР в инициативном порядке.
Полный перечень обновленных вопросов и ответов о маркировке рекламы.