Налоговиков попросили проверить «Яндекс.Еду» и Delivery Club
Поводом стала бизнес-модель, которая позволяет работать с самозанятыми курьерами
Компании, развивающие собственные службы доставки, попросили Федеральную налоговую службу оценить бизнес-практики агрегаторов. Их претензия заключается в том, что сервисы вроде «Яндекс.Еды» и Delivery Club работают с самозанятыми курьерами. Это позволяет агрегаторам экономить до 44% затрат на фонд оплаты труда, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на источники.
В то же время участники других рыночных сегментов вынуждены оформлять сотрудников в штат, поскольку по закону самозанятый не может долго работать на одну компанию. Если налоговая выяснит, что человек имеет статус самозанятого, но фактически работает в организации, то работодателю грозит административная ответственность, доначисление НДФЛ и страховых взносов.
В ФНС обратилась Ассоциация производственных и торговых предприятий рыбного рынка (АПТПРР), которая объединяет крупных поставщиков рыбы и морепродуктов. Она указывает, что благодаря привлечению самозанятых агрегаторы могут максимизировать прибыль, устанавливать монопольно высокие тарифы на услуги и получать конкурентные преимущества на рынке труда.
На неравное положение указывали и участники рынка общепита. Ранее владельцы ресторанов и кафе обращались в налоговую, чтобы им разрешили использовать аналогичную систему с самозанятыми, но ответа так и не получили.
Между тем агрегаторы настаивают на правомочности используемой схемы. Источник издания заявляет, что продолжительность работы значения не имеет, а главным отличием самозанятых от штатных сотрудников является возможность выстраивать график работы и нагрузку.
В свою очередь, вице-президент АПТПРР Артем Ломизе указывает, что агрегаторы не отчисляют средства в ПФР и Фонд соцстрахования, а сотрудничающие с ними самозанятые лишены трудовых прав.