«Известия»: Рекламу алкоголя «в аренду» и «в подарок» в интернете запретят
Росалкогольрегулирование подготовил поправки, которые предусматривают за нарушение штраф до 1 млн рублей
За рекламу дистанционной торговли алкоголем хотят ввести штрафы до 1 млн рублей. Соответствующий проект закона подготовили в Росалкогольрегулировании. Документ может быть принят к апрелю этого года. Как поясняют эксперты, в случае принятия закона мера будет распространяться и на непрямые продажи спиртного в Сети — в том числе на предложения вроде «алкоголя в аренду» или «алкоголя в подарок».
Проект закона предполагает внесение изменений в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), законы «О СМИ», «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта…», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
В частности, ст. 13.15 КоАП «Злоупотребление свободой массовой информации», предполагается дополнить ч. 7.
«Распространение информации, содержащей предложения о розничной продаже алкогольной продукции дистанционным способом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 тыс. до 5 тыс. рублей; на должностных лиц — от 30 тыс. до 50 тыс. рублей; на юридических лиц — от 400 тыс. до 1 млн рублей», — говорится в проекте поправки.
В поправках же в законы о СМИ, о госрегулировании оборота спирта и об информации реклама дистанционной торговли алкоголем вносится в разряд запрещенной деятельности.
— Этот законопроект разрабатывается в соответствии с одним из пунктов плана по стабилизации ситуации и развитию конкуренции на алкогольном рынке. Цель — снижение доступности незаконно продаваемого алкоголя посредством сети интернет. Он касается любых предложений о розничной продаже алкоголя дистанционным способом в интернете, — пояснили в пресс-службе Росалкогольрегулирования.
Отметим, что торговля спиртным в Сети запрещена постановлением правительства «Об утверждении правил продажи товаров дистанционным способом» с 2007 года, но на практике это не мешает существованию сотен интернет-продавцов горячительных напитков, работающих круглосуточно. Потенциальным потребителям предлагают, например, алкоголь «в аренду» — в этом случае вносится залог за бутылки, которые якобы предполагается вернуть. Также распространена доставка алкоголя «в подарок» или по акциям при покупке какого-либо незначительного предмета — магнита, зажигалки и тому подобных вещей. Такие сервисы, как правило, работают круглосуточно и также нарушают запрет на ночную торговлю алкоголем.
Партнер адвокатского бюро «Юрлов и партнеры» Роман Алымов говорит, что в случае принятия новый закон распространится и на предложения «алкоголя в подарок» или «в аренду».
— Это называется «притворная сделка» — когда по факту делают одно, а выдают за другое. От того, что это будут называть не куплей-продажей, привлечения к ответственности избежать не удастся. Что касается распространения такой информации в группах «ВКонтакте» и других соцсетях, техслужба должна предоставить по запросу госорганов учетные данные создателя группы, но они могут быть ложными, — говорит Алымов.
По его мнению, властям было бы удобнее ввести правила, запрещающие информацию об онлайн-продаже алкоголя, для самих соцсетей, ведь привлечь к ответственности отдельных пользователей вряд ли удастся.
Алымов также отмечает, что возможно появление новых схем торговли алкоголем в Сети.
— Дистанционная продажа спиртного запрещена только в розницу. Можно придумать схему, чтобы продажа получалась не розничной, а оптовой. У нас, кстати, оптом купить алкоголь может и 17-летний, если он зарегистрирован как индивидуальный предприниматель. А в магазине в розницу — не может, — рассказывает Алымов.
Гендиректор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз отметил, что онлайн-продажа горячительных напитков в Сети не только запрещена законом, но и подтверждена решением Конституционного суда.
— Совершенно правильно: торговля алкоголем через интернет запрещена, и это должно исполняться, — прокомментировал эксперт инициативу Росалкогольрегулирования.
Он добавил, что в Сети продается суррогатный алкоголь, которого в России выпивают примерно 500 млн л в год.
Отметим, в последнее время участились случаи отравления алкоголем, приобретенным в интернете. Так, в ноябре прошлого года в Красноярске пострадали 16 жителей, купивших в Сети виски с этикетками Jack Daniels. В начале января в Ивановской области смертельно отравились два человека, купивших в интернет-магазине коньяки под марками «Кизляр» и «Лезгинка».
Ранее с онлайн-торговлей алкоголем предлагали бороться,
наказывая курьеров магазинов штрафом в 5 тыс. рублей. Идею продвигал
председатель комиссии по общественной безопасности Общественной палаты РФ Антон
Цветков, однако претворить ее в жизнь не удалось.
Источник: Известия