ФАС обнародовала свой план антикризисной поддержки издателей
Федеральная антимонопольная служба готовит поправки в закон «О рекламе» и Налоговый кодекс РФ, которые позволят печатным СМИ пользоваться налоговыми льготами, если они отводят под рекламу не 40% объема одного номера, как сейчас, а чуть больше – 45%
Информация о законодательной инициативе Федеральной антимонопольной службы (ФАС) появилась в среду, 13 января, на портале regulation.gov.ru. Служба готовит законопроект «О внесении изменений в статью 164 Налогового кодекса РФ и статью 16 ФЗ «О рекламе». Сам текст документа будет опубликован через две недели.
ФАС предлагает увеличить объем рекламы в печатных СМИ, что «поддержит предпринимателей в этой сфере», но при этом «не нанесет ущерба интересам общества, особенно его наименее защищенным слоям».
Сейчас закон «О рекламе» ограничивает объем рекламы в прессе 40% от объема одного номера. Налоговый кодекс гарантирует издателям льготную налоговую ставку 10% при реализации их печатной продукции. Но если объем рекламы в журнале или газете превышает 40%, то такое издание считается рекламным, и на него налоговые льготы уже не распространяются.
ФАС предлагает увеличить допустимый объем рекламы в прессе до 45%. Повышение всего на пять процентных пунктов – разумный компромисс между желанием поддержать издателей в кризис и защитить интересы потребителей, которые покупают журналы и газеты не для того, чтобы рассматривать в них рекламные модули, пояснила AdIndex.ru заместитель начальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России Татьяна Никитина.
В январе-сентябре 2015 года рекламные доходы издателей сократились на 32%, до 16,1-16,3 млрд руб. без НДС, оценивает Ассоциация коммуникационных агентств России. Это наибольшее падение среди всех медиа. В целом затраты на рекламу за девять месяцев прошлого года снизились на 14%, до 208,5-209 млрд руб.
О необходимости поддержать СМИ в кризис их руководители и Минкомсвязь начали говорить еще в конце 2014 года. В январе 2015-го на встрече с президентом Владимиром Путиным главные редакторы печатных СМИ озвучили свои предложения по либерализации рекламного законодательства, которые должны были помочь отрасли. Одновременно Минкосвязь подготовила антикризисный план, который также предусматривал внесение поправок в закон «О рекламе». В частности, чиновники предлагали вновь разрешить в СМИ рекламу алкоголя и табака, дать возможность продвигать в медиа рецептурные лекарства, снять с рекламораспространителей ответственность за недостоверную рекламу биологически активных добавок и пр. Предложения главных редакторов СМИ из администрации президента были переданы в правительство. Но ФАС согласилась поддержать только одну, не самую главную инициативу – как раз увеличение допустимого объема рекламы в прессе.
Поправки в закон «О рекламе» и Налоговый кодекс разрабатываются во исполнение поручения первого вице-премьера Игоря Шувалова от 28 декабря 2015 года, указано на сайте regulation.gov.ru. После обсуждения профильными министерствами и ведомствами предложений по либерализации рекламного законодательства Игорь Шувалов дал поручение подготовить изменения в действующий закон «О рекламе» по тем инициативам, которые всеми поддержаны, пояснила Татьяна Никитина. По ее словам, решено сделать послабление только для издателей.
Поправки в закон могут вступить в силу уже в мае этого года, полагает ФАС.
Во многих издательских домах внутренние ограничения гораздо жестче действующей сейчас нормы и допустимый объем рекламы составляет всего около 30%, констатирует заместитель гендиректора ИД «Комсомольская правда» Владислав Гемст. При этом он отмечает, что поддержка издателей запоздала – рекламный рынок сдулся и не только из-за кризиса, но и из-за многочисленных ограничений, которые вводились в последние годы.
Увеличение допустимого объема рекламы в прессе, безусловно, позволит улучшить финансовые показатели изданий, но это не компенсирует падения рекламного рынка в прессе за последние два года, считает гендиректор ИД «Аргументы и факты» Руслан Новиков. По его мнению, более эффективной мерой стала бы отмена ограничений на рекламу отдельных категорий товаров и услуг.