ФАС отказалась поддержать антикризисную либерализацию закона «О рекламе»
В правительстве нет единого мнения по поддержке в кризис медиаотрасли. ФАС выступила против основных инициатив руководителей СМИ и Минкомсвязи по либерализации рекламного законодательства
Федеральная антимонопольная служба в апреле отправила в правительство свое заключение на антикризисные поправки в закон «О рекламе», рассказал РБК заместитель руководителя ведомства Андрей Кашеваров. Такой документ из ФАС поступил, подтвердил представитель первого вице-премьера Игоря Шувалова.
С инициативой либерализовать рекламное законодательство, чтобы смягчить падение рекламных доходов, еще зимой выступили руководители СМИ. В частности, 18 февраля на встрече с главными редакторами федеральных периодических изданий и информационных агентств соответствующее письмо президенту Владимиру Путину передал главный редактор «Московского комсомольца» Павел Гусев. С просьбой смягчить закон «О рекламе» обращались к Путину и руководители телеканалов, которых президент принял у себя уже 20 февраля.
Предложения руководителей федеральных СМИ практически дословно повторяли антикризисный план, который 18 февраля озвучило Минкомсвязи. Заместитель министра Алексей Волин еще в конце 2014 года выступил с инициативой либерализовать рекламное законодательство и призвал медиакомпании сформулировать свои предложения.
В итоге Минкомсвязи в своем антикризисном плане выступило за снятие ограничений на рекламу любого алкоголя во всех медиа. Сейчас — причем временно, только до января 2019 года, допускается лишь реклама пива в прессе и в спортивных телетрансляциях. Предложило министерство разрешить и рекламу рецептурных лекарств, которые пока можно продвигать только в специализированных изданиях.
Кроме того, Минкомсвязи посчитало, что
рекламораспространителю, то есть медиакомпаниям, необязательно нести
ответственность за недостоверную информацию в рекламе биологически активных
добавок. На этой норме несколько лет назад настояла ФАС, которая столкнулась с
тем, что добавки зачастую продвигаются под видом лекарств. Для рекламодателя,
то есть производителя добавок, штрафы за нарушения закона были и остаются
незначительными, поэтому служба посчитала, что остановить поток недостоверной
рекламы могут и штрафы СМИ. Отчасти поэтому рекламы фармкомпаний в прессе, где
как раз фиксировалось больше всего нарушений в продвижении добавок, стало
меньше. Следовательно, снизились и доходы издателей от такой рекламы. В 2014
году затраты фармкомпаний на рекламу в прессе лекарств и добавок упали, по
подсчетам аналитического центра «Видео Интернешнл», на 17%, до 2,8 млрд руб.
без НДС.
Источник: РБК