07 Декабря 2015 | 09:11

Российские и иностранные IT-компании обяжут платить дополнительный налог

Компании, которые продают в России электронные услуги (программы, книги, видео), будут платить НДС. Такой законопроект готов и будет внесен в Госдуму. Цена вопроса для рынка может составить десятки миллиардов рублей в год

Картинка Российские и иностранные IT-компании обяжут платить дополнительный налог

Обложить иностранцев

Законопроект об обложении НДС компаний, оказывающих электронные услуги в интернете, представили депутаты Госдумы Андрей Луговой (ЛДПР) и Владимир Парахин («Справедливая Россия»). Документ (есть в распоряжении РБК) направлен на отзыв в правительство, после получения ответа авторы внесут его на рассмотрение нижней палаты, сказал РБК Парахин.

Собеседник, близкий к руководству Госдумы, говорит, что знаком с документом и у проекта высокие шансы стать законом. Председатель профильного для этого закона думского комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин назвал законопроект «актуальным и соответствующим сложившейся экономической ситуации». В законопроекте сказано, что он вступит в силу с 1 января 2017 года.​

Законопроект ориентирован прежде всего на иностранные компании, которые продают в своих интернет-магазинах (App Store, Google Play и др.) программное обеспечение, электронные книги, музыку, фильмы, игры, а также торгуют рекламой и оказывают услуги хостинга, следует из проекта. Зарубежные компании являются основным поставщиком таких услуг, объясняет Парахин. Но при этом за скачивание программы через App Store ​на территории России компания Apple, например, ничего не платит, а это несправедливо, подчеркивает депутат.​

Российские компании обязаны платить НДС, а такое неравенство заставляет их регистрироваться за рубежом, то есть уходить от налогообложения. «Неравные условия налогообложения, за счет которых зарубежные компании, осуществляющие торговлю в интернете, получают преимущества по отношению к отечественным интернет-фирмам, очевидны. Кроме того, могут реализовываться схемы по уходу от налогов», — рассуждает Левин.

Вице-президент Mail.Ru по корпоративному развитию Максим Киселев заявлял РБК, что считает «логичной идею гармонизировать российские правила налогообложения интернет-компаний с европейскими»: «Иностранные интернет-компании НДС с российской выручки не платят, а по налогу на прибыль часто пользуются специальными налоговыми режимами в своих юрисдикциях. Налоговая нагрузка на российские интернет-компании существенно выше, чем у иностранных конкурентов, при этом по иностранной выручке в ряде случаев возникает двойной НДС».

Обложить своих

Но законопроект распространяется не только на иностранцев. К такому выводу, изучив документ, пришел партнер налоговой практики Goltsblat BLP Евгений Тимофеев. Согласно проекту, отменяется освобождение от НДС лицензий на программы для персональных компьютеров и базы данных, отмечает он. Здесь неважно, кто предоставляет такие лицензии: если российская компания, ей тоже придется платить НДС, указывает юрист.

Законопроект содержит длинный список видов деятельности, на которые он распространяется: программное обеспечение в цифровом виде, хостинг, регистрация доменов, интернет-телефония, хранение и обработка информации, трансляция теле- и радиоканалов, услуги по удаленному системному администрированию и удаленной программной поддержке, системы поиска, рекламные и другие услуги для установления контактов и (или) заключения сделок между продавцами и покупателями. Все это должно облагаться НДС. По сути речь идет об отмене преференций, которые освобождают разработчиков от уплаты НДС при реализации исключительных прав на программы и базы данных.

По задумке авторов законопроекта, под него должны подпадать только иностранные компании, однако трактовать текст документа можно и в отношении российских организаций, опасаются юристы, опрошенные РБК. А это означает, что будут затронуты фактически все сферы IT-услуг.

Если хостинг-провайдер является правообладателем какого-либо софта и продает это право, то есть позволяет за деньги пользоваться этим софтом, то такая деятельность сейчас не облагается НДС, объясняет руководитель межотраслевой группы юридической фирмы «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Наталья Иващенко. Правда, оговаривается она, здесь важно, как квалифицируется та или иная деятельность — как предоставление лицензионного права или как услуга. Mail.Ru Group проиграла суд во всех инстанциях, когда пыталась оспорить начисление НДС на платежи внутри онлайн-игр: суд решил, что это предоставление услуги (возможности играть) и должно облагаться НДС, приводит пример Иващенко.

Сейчас НДС облагаются только коробочные версии продукта «Лаборатории Касперского», а цифровые от НДС освобождены, рассказывает представитель компании Юлия Кривошеина. Не платит налоги при продаже своих продуктов в цифровом виде и компания Parallels, говорит ее пресс-секретарь Юлия Ясиновская. По закону электронные ключи (специальный код, который защищает софт от копирования) НДС не облагаются: Parallels платит НДС только с тех продуктов, которые продает на физическом носителе.

Цена вопроса

По словам авторов законопроекта, доходы иностранных компаний от российских потребителей на рынке электронных услуг оцениваются в 240 млрд руб. в 2014 году и примерно в 300 млрд руб. в 2015 году. Приводя эти оценки, авторы ссылаются на отчет, подготовленный J’son & Partners Consulting для Российской ассоциа​ции электронных коммуникаций (РАЭК).

В исследовании «Экономика Рунета 2014–2015», подготовленном РАЭК и Высшей школой экономики, указаны более скромные цифры: в 2014 году году доходы от мобильной и веб-разработки составили24,2 млрд руб., от продажи музыки, книг и видео — 6,7 млрд руб., хостинга — 5,6 млрд руб., SaaS-решений (ПО как услуга) — 5,4 млрд руб. Исследовательская компания Newzoo оценивает рынок игр по итогам прошлого года в 41 млрд руб.

Приведет ли введение НДС к повышению цен? Как ни странно, участники рынка отвечают на этот вопрос по-разному.

Бизнес российского мессенджера 4Talk находится за пределами России, в юрисдикции Гонконга, поэтому компания не платит НДС за продажу цифрового контента (наклеек), рассказывает создатель сервиса Сергей Кравцов. Но если соответствующее законодательство будет принято, то все компании, которые работают на территории России и предоставляют сервисы, начнут платить НДС, уверен Кравцов. Он считает, что компании, скорее всего, повысят цены на контент, переложив расходы на клиентов.

Мессенджер Viber продает пользователям стикеры, а также предоставляет платные услуги голосовой связи Viber Out — возможность звонить из мессенджера на обычные телефонные номера. Представитель российского Viber Елена Грачева говорит, что Viber, скорее всего, не станет поднимать цены в случае введения НДС (сейчас российский офис компании выполняет исключительно маркетинговые функции и налоги вообще не платит).

Кривошеина из «Лаборатории Касперского» и Ясиновская из Parallels про цены считают говорить преждевременным.

​«Если НДС на приложения поднимут с 0 до 18% — индустрия умрет», — считает ведущий аналитик РАЭК Карен Казарян. Собеседники РБК из крупных IT-компаний не столь категоричны, но признают: законопроект, подготовленный Луговым и Парахиным, может нанести «миллиардный ущерб» отрасли, если будет принят в нынешней его редакции.

Представители Apple, Wargaming, «Яндекс», Facebook не ответили на запрос РБК. Представитель Microsoft передал РБК, что компания не комментирует законодательные инициативы. Представители Google и разработчика антивирусных решений Eset отказались от комментариев. В пресс-службе правительства не стали комментировать, получили ли законопроект на отзыв.

Источник: РБК

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 Realweb Digital Index 2024
2 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
3 MGCom №1 Digital Index 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.