В ГД предложили руководству Facebook передать цензуру государствам
Если это предложение не устроит соцсеть, эксперты по русскому языку помогут составить список запрещенных слов
Решение о блокировках и ограничениях на просмотр записей в Facebook должны принимать только органы государственной или судебной власти. Администрация соцсети не должна заниматься цензурой по-собственному усмотрению и банить за такие слова, как «хохол», которое встречается в произведениях русской классики. Об этом в своем письме к директору Facebook по взаимодействию с органами госвласти в Северной и Восточной Европе и России Томасу Кристенсену написал член комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Илья Костунов.
«Большое количество пользователей соцсети Facebook обеспокоено в связи с распространением случаев цензуры и внесудебной блокировки аккаунтов со стороны администрации вашей компании... Прошу обратить внимание на существующую проблему, вынужден констатировать, что она стала политической и вышла за рамки бизнеса… Считаю необходимым внести ясность и прозрачность в принципы цензурирования публичных записей», — указывает Костунов в своем письме (копия есть у «Известий»).
Костунов предлагает два варианта решения проблемы. Наиболее правильно, по его мнению, будет соблюсти требования национального законодательства «страны, с территории которой осуществляется просмотр записей».
«В каждой стране есть система законодательного регулирования в целях недопущения клеветы, оскорблений, разжигания социальной, расовой, национальной и религиозной розни. В Российской Федерации законодательство предусматривает не только обязанность удалить подобный контент, но и возможность обязать разместить официальные извинения и выплатить компенсацию пострадавшей стороне. За особенно грубые нарушения, несущие повышенную общественную опасность, предусмотрена уголовная ответственность», — пишет Костунов.
Если Facebook пойдет по этому пути решения, депутат готов оказать содействие компании в установлении контакта с органами судебной и исполнительной власти России и, если потребуется, выступить с законодательной инициативой.
Если же администрация Facebook захочет по-прежнему сама заниматься цензурой, это можно делать с уважением языковых и культурных традиций каждой страны.
«Можно собрать экспертные мнения от специалистов в области культуры, истории, филологии и разрешения конфликтов. Можно привлечь сотрудников Российской академии наук или ЮНЕСКО. Российские эксперты могут составить перечень нерекомендуемых слов и оборотов для русского языка, а украинские эксперты — для украинского и т.д. Важно, чтобы данные правила были максимально детальны, публичны и понятны пользователям», — указывает Костунов.
29 июня соцсеть Facebook заблокировала на неделю аккаунт писателя Эдуарда Багирова. В своем посте Багиров высказал восхищение тем, что, несмотря на санкции и «попытки разговаривать с Россией с позиции силы», рейтинг президента Владимира Путина достиг абсолютного максимума. По мнению писателя, главное отличие между украинцами и русскими в том, что в России генерал Власов считается предателем, в то время как лидеры Организации украинских националистов Степан Бандера и Роман Шухевич на Украине — «национальные герои». В своем посте Багиров сравнил русских и «несчастных хохлов».
«Слово «хохлы» в такой подаче подпадает под использование таких слов, как «ниггер» и другие, и нарушает правила сообщества», — сообщается в ответе Facebook на просьбу Роскомнадзора разъяснить ситуацию с блокировкой.
Среди пользователей соцссети нашлись экспериментаторы, которые проверили, будут ли модераторы Facebook банить пост с цитатой Пушкина, в которой употребляется слово «хохол». Все, кто пытался это проверить, подвергались блокировке. При этом пользователи Facebook отмечали, что в посте радикального украинского активиста, который предлагал расправиться с русскими, модераторы соцсети не нашли ничего противозаконного и противоречащего правилам Facebook.
В пресс-службе Facebook «Известиям» рассказали, что если опубликованный контент не соответствует стандартам, то они принимают решение по факту получения жалобы от других пользователей.
— В нашем международном офисе, расположенном в Дублине, работают модераторы, владеющие русским языком, которые изначально проходят специальные тренинги, где учатся беспристрастно подходить к решению о блокировке контента. Более того, у нас действует система контроля качества, призванная поддерживать корректную работу сотрудников, — рассказали представители соцсети.
В Facebook сообщили также, что если страница или профиль были удалены, соответствующий пользователь может обжаловать решение и они обязательно обработают заявку.
— Конечно, есть небольшое количество случаев, где удаление контента было некорректным с нашей стороны. Например, при первом рассмотрении публикацию можно было расценить как оскорбление, но последующий анализ подтверждал иронический характер высказывания. Соответственно, в подобных случаях мы восстанавливаем контент и приносим пользователю свои извинения. Однако, по нашим данным, существенное количество случаев было оправданным в связи с несоответствием контента стандартам сообщества, — добавили в пресс-службе Facebook.
В соцсети «ВКонтакте» заявили, что цензурой не занимаются.
— Мы никогда не занимались цензурой в социальной сети. И считаем, что это путь в никуда, — говорит официальный представитель «ВКонтакте» Георгий Лобушкин. — Мы постоянно получаем жалобы на тот или иной контент, который может оскорбить пользователей. Но если эти записи не нарушают законодательства РФ, нет причин удалять их с сайта. Мы лучше потратим время, чтобы объяснить пользователю, как избавить себя от встречи с оскорбляющим его контентом, чем будем механически блокировать всех подряд за одно слово.
В соцсети «Одноклассники» сказали, что у них нет системы автоматического цензурирования, система не ищет определенные слова и не удаляет посты с ними.
— Другое дело, когда пользователи обращаются в службу поддержки с жалобой на спам или нарушение лицензионного соглашения, — рассказывают в пресс-службе «Одноклассников». — В случае если модераторы получают систематические жалобы, они могу заблокировать или попросить убрать контент. В основном такие запросы касаются нецензурных слов или ненадлежащего контента.
Заведующий кафедрой новых медиа факультета журналистики МГУ Иван Засурский уверен, что Facebook — частная платформа, которая действует в первую очередь по своим законам, затем по американским и только потом по законам других стран, где они работают.
— По Конституции России цензура запрещена. То, что делает
Facebook, — это законы данной платформы. Не нравится — не нужно пользоваться
ею. Инициативой депутата ситуацию не изменишь, Facebook скорее отреагирует на
общественное мнение своих пользователей, в первую очередь — выраженное в виде
конкретных жалоб на посты и высказывания, — добавил Засурский.
Источник: Известия