Сотовым операторам запретили отправлять рекламные SMS под видом потребительской информации
Федеральная антимонопольная служба разъяснила вопрос разделения рекламной и потребительской информации
В настоящее время пользователи большинства сотовых сетей получают рекламу вместе с запрашиваемой информацией о балансе, о подключенных услугах и в иных сообщениях. Например, ОАО «Вымпел-Коммуникации» (торговая марка «Билайн») включает в SMS об остатке средств на счете абонента предложение поучаствовать в викторине, «МТС» – подключить контент-услугу и так далее. Все операторы в силу закона предупреждают пользователей о переходе в режим роуминга (в том числе переезда из одной области в другую), заодно предлагая дополнительные платные услуги.
По мнению самих связистов, такая информация направлена на защиту прав потребителей. Ведь по закону оператор обязан своевременно предоставлять клиенту необходимые и достоверные сведения об услугах, обеспечивающие возможность их правильного выбора. Четкую границу между информацией об услугах и их рекламой определить очень сложно.
В ФАС полагают, что к «потребительской» (то есть нерекламной) информации относятся сведения о порядке предоставления «базовых» услуг связи. В частности, оператор правомерно может отправлять SMS-сообщения об изменении стоимости услуг в рамках выбранного потребителем тарифного плана, о бесплатных сервисах («Я в сети» и тому подобное), о нахождении абонента в роуминге (в том числе о пересечении границы и возможном изменении в порядке списания денежных средств) и в ряде иных случаев.
«Вместе с тем распространяемая посредством SMS-сообщений информация о дополнительных услугах, предлагаемых операторами сотовой связи абонентам ... может рассматриваться в качестве рекламы», – полагает заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров.
К рекламе, по его мнению, относятся предложения приобрести за дополнительную плату мобильный контент (фото-, видеоизображения, мелодии для рингтонов или гудков, подписка на новости, прогноз погоды и тому подобное), не связанные с базовыми дополнительные платные услуги («Автоответчик», «Голосовая почта», «Автоплатеж»), предложения перейти на другой тарифный план, обратиться на мобильный сервис (портал) и прочие. «Кроме того, в любом случае должны относиться к рекламе SMS-сообщения, направляемые операторами сотовой связи абонентам, с которыми у них не заключен договор на оказание услуг связи, если в таких сообщениях содержится объект рекламирования», – полагает Андрей Кашеваров.
В то же время многим своим клиентам сотовые компании вправе отправлять даже исключительно рекламные SMS: большинство договоров об оказании услуг связи включают согласие абонента на рассылку рекламных сообщений, а не желающие их получать должны написать специальное заявление.
Опрошенные операторы готовы к выполнению новых требований ФАС.
«Мы откажемся от включения в отправляемые абонентам сообщения информации, отнесенной надзорным органом к рекламной», – заявили журналисту «Фонтанки» в пресс-службе «Мегафона».
А в компании TELE2 утверждают, что и сейчас SMS-сообщения с дополнительной информацией от оператора направляются только клиентам, согласившимся на получение информационных рассылок при заключении договора.
Напомним, что нарушение законодательства о рекламе организациями карается штрафом в сумме до полумиллиона рублей. В незаконной рассылке SMS-сообщений уже уличался ряд участников рынка.
Источник: Фонтанка