Операторам выставили лицевой счет для борьбы с SMS-мошенничеством
Чтобы подключить дополнительные услуги, сотовые абоненты должны будут сначала завести второй лицевой счет, настаивают депутаты Госдумы. Это поможет бороться с SMS-мошенничеством, из-за которого российские абоненты теряют около 10 млрд руб. в год. Сотовые операторы и контент-провайдеры против, утверждая, что потери понесут не только мошенники, но и добросовестные участники рынка
Поправки к закону "О связи" вынесли на обсуждение депутаты Сергей Железняк, Владимир Крупенников и Алексей Митрофанов. Законопроект обязывает операторов подключать дополнительные, в том числе контентные, услуги только при условии создания отдельного лицевого счета, предназначенного исключительно для оплаты таких услуг, и в пределах средств, находящихся на указанном лицевом счете, отмечается в пояснительной записке. Кроме того, оказывать дополнительные услуги можно лишь с согласия абонента. Наконец, операторы будут обязаны до получения согласия предоставлять абоненту информацию о тарифах и краткое содержание дополнительной услуги.
9 апреля свои поправки, направленные на регулирование контентных услуг, опубликовало и Минкомсвязи; до 28 апреля проводится их общественное обсуждение. Поправки министерства также разрешают оказывать услуги только с согласия абонента, например, при ответе на сообщение, направленное оператором. Кроме того, предлагается обязать оператора информировать абонента о стоимости дополнительных услуг до момента получения согласия на их оказание. Представитель Минкомсвязи говорит, что в законопроекте депутатов "есть моменты, с которыми в министерстве не согласны". Свою позицию ведомство отразит в правительственном отзыве на поправки.
По предварительной оценке ACM-Consulting, в 2012 году объем рынка дополнительных услуг в России составлял 230 млрд руб. ($7,4 млрд), из них $800-850 млн заработали контент-провайдеры. Каждый год при помощи различных уловок со счетов абонентов списывают более 10 млрд руб., приводят оценку неназванных экспертов авторы поправок.
Предложенные депутатами изменения в начале этого года обсуждались Роскомнадзором и участниками рынка и были раскритикованы последними. "По сути, это запрет на дополнительные услуги, поскольку всем абонентам по умолчанию они будут недоступны",— говорила "Ъ" председатель Ассоциации провайдеров мобильных услуг и контента Надежда Анциферова. Представители "большой тройки" вчера заявили, что, как и прежде, считают, что введение второго счета сделает услугу неудобной для абонента и потребует от оператора дополнительных расходов. Впрочем, проект Минкомсвязи также подвергся критике.
В Ассоциации провайдеров мобильных услуг и контента утверждают, что поправки приведут к коллапсу. Во-первых, их можно трактовать так, что каждому поставщику контент-услуг нужно иметь прямой договор с оператором. "На рынке сложилась практика агрегации, когда у операторов есть крупные партнеры, через которых работают более мелкие компании. За счет сотрудничества с агрегаторами компании могли получать лучшую долю в стоимости услуг, поскольку являлись частью партнера с "оптовым" оборотом. Теперь они, скорее всего, разорятся",— предупреждает Надежда Анциферова.
Кроме того, поправки делают неравноконкурентными контент-услуги операторов и контент-провайдеров, так как последним необходимо дополнительно подтверждать волю абонентов. "Там, где одна услуга будет спрашивать абонента: "Хочешь купить игру для телефона за 50 руб.?" — другая будет дополнительно переспрашивать: "Ты точно-точно хочешь?", "Именно игру?", "За 50 руб.?" Международный опыт показывает, что многократная авторизации в разы снижает выручку по товарам спонтанного спроса, к каким относится и мобильный контент",— говорит Надежда Анциферова.
"Рынок мобильных дополнительных услуг упадет в разы,— согласен гендиректор i-Free Вячеслав Овчинников.— Обязательно пострадают и смежные отрасли, в частности, интернет-компании, многие из которых используют SMS-платежи. Все телевизионные SMS-голосования, благотворительные SMS-проекты, маркетинговые акции с использованием SMS фактически перестанут существовать". По мнению директора по связям с общественностью "Информ-Мобил" Дмитрия Ключникова, такая инициатива похожа "на чрезмерную опеку государства над гражданами". "Никому не приходит в голову делить кошельки граждан для контроля над расходованием их личных средств",— говорит он.
В "МегаФоне", впрочем, поддерживают законопроект Минкомсвязи, а в МТС отмечают, что уже реализовали предлагаемые изменения.
Источник: Коммерсантъ