Новый законопроект может сделать газеты и журналы недоступными для граждан


Право | 15 Февраля 2013 15:48:24

Министерство связи и массовых коммуникаций завершает разработку законопроекта «О почтовой связи». Ожидается, что уже в весеннюю сессию он будет внесён в Государственную думу. Между тем бурное обсуждение отдельных положений документа эксперты ведут с сентября - с того момента, как он был вынесен на общественную экспертизу. Cвоей точкой зрения на законопроект поделились представители Ассоциации распространителей печатной продукции

Монополия по-российски

Универсальные почтовые услуги, как известно, являются лицензионным видом деятельности. И в случае принятия таких поправок все участники подписного рынка наравне с «Почтой России» встанут перед необходимостью лицензирования. Для получения лицензии каждому из них придётся доказывать свою инфраструктурную и технологическую способность в организации подписки и доставки периодики по всей территории страны. А такими мощностями сегодня обладает исключительно «Почта России». Так что эта организация автоматически станет монополистом на рынке подписки, чего не было даже в советские времена.

Кстати, действующие Правила распространения периодических печатных изданий по подписке, утверждённые Правительством, тоже трактуют институт подписки гораздо шире, чем его понимают предлагающие поправку участники рынка. Ряд основных технологических операций по подписке, связанных с выпуском каталогов, обработкой заказов и так далее, выполняют другие участники подписного рынка: подписные агентства, альтернативные распространители, издатели, которых почтовый оператор не может и не должен замещать. Ныне действующая в России карточная система подписки во многом схожа с советской - подписку собирает почта, её обработкой и логистикой занимается более десятка подписных агентств, а доставка подписных тиражей населению преимущественно ложится на почту. Кроме того, на подписном рынке присутствует большое количество альтернативных подписных агентств, работающих исключительно в крупных населённых пунктах и в основном с наиболее платёжеспособными клиентами - юридическими лицами. Имеется также адресная редакционная подписка, которая собирается силами издательств, а её доставка до потребителя осуществляется либо почтовыми бандеролями, либо по собственным каналам распространения силами редакций.

Какие последствия несёт универсализация услуг? Во-первых, обработку подписки и её логистику как минимум на федеральном уровне почта сразу осуществлять не сможет. На перестройку системы уйдёт несколько лет, за которые подписка способна рухнуть безвозвратно. Во-вторых, исходя из действующих тарифов на универсальные почтовые услуги, нетрудно подсчитать, что только пересылка одной газеты по тарифу простого письма обойдётся редакции любой ежедневной газеты в 676 рублей в год, причём без расходов по экспедированию и целого ряда прочих. Главный вопрос: будут ли по карману такие расходы большинству российских подписчиков?

Можно предположить, что инициаторы пополнения перечня универсальных почтовых услуг доставкой подписных тиражей не задумывались об экономической стороне вопроса. Возможно, что таким образом реформаторы захотели избавить подписчиков от хронически запредельных сроков доставки подписных изданий. Однако есть все основания полагать, что новшество не ускорит доставку газет и журналов получателям.

Сколько действительно стоит подписка

Начиная с 2008 года благодаря совместным усилиям издательского сообщества «Почта России» ежегодно получает субсидии на доставку периодических печатных изданий по подписке. На эти цели ещё в 2008 году государство направило 1,6 миллиарда рублей бюджетных средств, в 2009-м - 2,988 миллиарда, в 2010-м - 3,0 миллиарда,

в 2011-м - 3,044 миллиарда и, наконец, в 2012-м - 3,2 миллиарда рублей. Благодаря этой поддержке начиная со второго полугодия 2008 года в Российской Федерации цены «Почты России» на доставку подписных периодических печатных изданий населению остаются неизменными, что во многом стабилизировало рынок подписки. При этом тарифы на магистральную перевозку печатной продукции по карточной системе подписки, которые не дотируются государством, только за период 2007-2011 годов выросли на 73 процента за доставку наземным транспортом и на 26 процентов - за авиадоставку. Тарифы на доставку по адресной системе подписки за последние годы увеличились на 12 процентов.

В 2008 году выделяемые государством средства полностью покрывали операционные убытки почты по подписке. Однако с течением времени размер субсидии практически не увеличивался, тогда как расходная часть, естественно, росла. И на сегодняшний день только половина убытков почты гасится субсидиями из бюджета (см. диаграмму).

Единое информационное пространство

Подписка на периодические печатные издания много лет является едва ли не главным каналом распространения информации во многих странах мира. Россия с учётом её необъятных территорий - исторически страна почтовой подписки, именно поэтому данный институт заслуживает пристального внимания «Почты России», распространителей и издателей, государства. Необходимо предпринимать все возможные меры для сохранения и поддержания этого, не побоимся сказать, главного института страны, который формирует единое информационное пространство.

Любое непродуманное решение в регулировании деятельности почтового оператора в итоге способно обрушить подписные тиражи.

А как у них?

Формы господдержки подписки за рубежом

Во Франции с 1948 года государством выплачиваются субсидии Национальной компании французских железных дорог (Socit Nationale des Chemins de fer Franais, SNCF). Они используются для компенсации сниженных тарифов на железнодорожные перевозки, установленных для дистрибьюторов печатной продукции. Ежегодно между государством и SNCF подписывается соглашение, фиксирующее уровень возмещения железной дороге стоимости перевозки прессы. В 2010 году расходы государства на распространение прессы через почту составили в сумме около 200 миллионов евро.

В Германии государство частично компенсирует стоимость почтовой пересылки периодических газет и журналов. Так, доставка одного еженедельного издания за полугодие обходится в 5,76 евро, тогда как доставка любого другого непериодического типа корреспонденции за тот же период будет стоить 24 евро. Через почту в Германии реализуется около 90 процентов всех журналов.

Одной из форм поддержки прессы в Швейцарии также являются почтовые субсидии. Вместе с тем швейцарская почта - Swiss Post - несёт убытки. В 2011 году дефицит бюджета организации составил около 101 миллиона швейцарских франков.

Италия в конце 2012 года выделила национальному почтовому оператору Poste Italiane 1,56 миллиарда евро за оказание универсальных почтовых услуг и снижение тарифов в период с 2009 по 2011 год.

В США большинство тиражей распространяется по подписке, на долю которой приходится около 85 процентов всех распространяемых экземпляров газет и журналов. Субсидирование тарифов почты на доставку периодики началось в Америке ещё в 1792 году, когда Джордж Вашингтон подписал закон о создании почты (Postal Service Act). Согласно ему правительство субсидировало доставку газет для улучшения информирования населения штатов. В 1794 году в закон внесли поправку по субсидированию доставки журналов. В результате подписания почтового закона стоимость доставки газет и журналов для подписчика была ниже себестоимости за счёт госдотаций. В 1960-х годах расходы на доставку прессы в США на три четверти компенсировались за счёт бюджетных средств. Ежегодно на эти нужды тратилось более $400 миллионов, что в сопоставимых ценах сегодня равняется $2 миллиардам. Правительство США до сих пор выделяет существенные средства на субсидирование подписных тиражей, считая прессу социально значимым товаром для населения.

Тем временем российские издатели и распространители прессы подготовили обращение к заместителю председателя Правительства РФ Дворковичу А.В. и министру связи и массовых коммуникаций РФ Никифорову Н.А., в котором высказывают своё мнение по поводу ряда антирыночных положений законопроекта «О почтовой связи».

По мнению авторов обращения, принятие закона в существующей редакции представляет серьёзную угрозу существованию института подписки в России.

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.


Источник: MediaGuide

последние новости

Комментарии


Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 16367
Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.
все разделы

Нестандартная Реклама

AdIndex Market

Новости партнеров