ФАС оценит законность скидок
Антимонопольная служба затребовала у крупнейших российских банков информацию о кобрендинговых картах.
Федеральная антимонопольная служба ищет нарушения в популярных программах клиентской лояльности. Ведомство отправило запросы в 25 крупнейших российских банков, занимающихся выпуском кобрендинговых карт.
Банки выпускают кобрендинговые карты совместно с компаниями-партнерами. Расплачиваясь такой картой в магазинах-партнерах, клиент может получить скидку от 5 до 10%. Кредитным организациям интересны такие проекты для развития безналичных платежей и поддержания лояльности клиентов. Партнеры банка по кобрендинговым проектам наращивают объемы продаж.
Кобрендинговые карты выпускают Альфа-банк, «Кредит Европа Банк», «Русский стандарт», «Зенит», Райффайзенбанк, ВТБ24, МДМ Банк, Ситибанк и ряд других крупных банков. Партнерами банка в кобрендинговых программах становятся сетевые универмаги, аптеки, рестораны и авиаперевозчики. Одна из давно известных программ – «Малина». Карты выпускает Райффайзенбанк, клиент программы получает бонусные баллы при использовании карты в магазинах «Рамстор», оплате услуг «Билайна», покупках в сети аптек «36,6», на заправках BP и в кинотеатрах «Формула Кино».
По оценкам ФАС, доля кобрендинговых программ на российском рынке составляет около 20%.
«В целях определения состояния конкуренции на рынке банковских услуг, связанных с выпуском и обслуживанием кредитными организациями кобрендинговых карт, а также на основании 25−й статьи закона «О защите конкуренции» ФАС просит в срок до 18.11.2009 предоставить следующую информацию согласно приложению. Информация должна быть актуальна по состоянию на 01.11.2009», — говорится в сопроводительном письме ведомства (есть в распоряжении Infox.ru).
Заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров рассказал, что «исследование конкуренции на рынке банковских услуг» приходится проводить из-за жалоб покупателей в магазинах «Ашан». По их словам, оплатить покупку в магазинах можно только картами, выпущенными «Кредит Европа банком». «Если это так, то такая ситуация создает ощущение дискомфорта для потребителя», — полагает Андрей Кашеваров.
Запрос, который ФАС направила в банки, составлен в виде анкеты. Банкиры должны ответить на вопросы о количестве кобрендинговых программ банка, объяснить, кто был инициатором выпуска карт, рассказать об их доходности, условиях использования клиентами и влиянии этого продукта на конкуренцию.
Банкиры уверяют, что не получали писем из ФАС. Об анкете не знают в «Кредит Европа Банке», ВТБ24. В «Зените», «Русском стандарте», Газпромбанке, Райффайзенбанке на запрос Infox.ru не ответили.
Информацию, поступившую от банков, проанализируют на экспертном совете ФАС 27 ноября.
По словам Андрея Кашеварова, тогда же будет принято решение о дальнейших действиях ФАС в отношении банков. «Пока о санкциях речь не идет. Сначала подробный анализ ситуации», — уточнил замруководителя ФАС.
Начальник управления розничных пассивных и комиссионных продуктов Абсолют банка Елена Новикова говорит, что сейчас кобрендинг регулируется общими правилами поведения на рынке. «Рынок еще не развит, по мере увеличения количества проектов, могут появиться специальные инструкции и документы», — отмечает она.
По ее словам, эта тема интересна банкам и большинство крупных банков имеют несколько кобрендинговых проектов. «От участия в нем выигрывают все три стороны — банк, партнер и клиент. С точки зрения затрат такой проект могут себе позволить не только крупные банки. Главное — четко сегментировать аудиторию», — объяснила Елена Новикова.
Для банка участие в кобрендинговой программе – хороший способ повысить привлекательность карты как платежного инструмента. «Чем чаще клиенты будут платить картой, тем больше окажется комиссионный доход банка, получаемый от платежной системы. Кроме того, доход зависит и от статуса пластика– чем выше статус, тем больше комиссия, которую выплачивает банку система», – комментирует Елена Новикова.
Источник: Infox.ru