Художники взялись за игрушки
Они требуют отменить контракт на продажу персонажей советских мультфильмов
Режиссеры и художники-мультипликаторы известных советских мультфильмов, в том числе Эдуард Назаров и Владимир Зуйков ("Винни-Пух"), Леонид Шварцман ("Чебурашка") считают незаконным контракт ФГУП "Фильмофонд киностудии "Союзмультфильм"" с компанией Fancy о производстве игрушек с использованием образов из советских мультфильмов. Художники уверены, что только они могут распоряжаться правами на использование их персонажей отдельно от мультфильма. Соответствующее письмо они направили во ФГУП, обещая в ближайшее время уведомить о своей позиции Генпрокуратуру и МВД.
"...Мы, режиссеры и художники мультипликационных фильмов, созданных во времена СССР, возмущены действиями руководства ФГУП "Фильмофонд киностудии "Союзмультфильм"", которое ... приступило к незаконной торговле авторскими правами художников, не получив на то разрешения авторов",— говорится в письме (копия есть у "Ъ"), направленном 15 известными режиссерами и художниками-мультипликаторами во ФГУП "Фильмофонд киностудии "Союзмультфильм"". Его копии, как следует из письма, в ближайшее время также будут направлены в МВД РФ, Генпрокуратуру РФ, а также российским производителям игрушек и других товаров. Во ФГУП "Фильмофонд киностудии "Союзмультфильм"" подтвердили получение письма мультипликаторов.
ФГУП заключило эксклюзивный договор о продаже прав на производство и распространение на территории России и СНГ игрушек с использованием культовых персонажей советских мультфильмов ("Ну, погоди!", "Винни-Пух", "38 попугаев") с компанией Fancy этим летом (см. "Ъ" от 28 августа). Практически сразу же отменить конкурс потребовала Национальная ассоциация игрушечников России (НАИР), предложив Минкультуры провести открытый конкурс.
До того как права на продажу игрушек были переданы Fancy, в России продавались либо контрафактные игрушки, либо их производители заключали договор напрямую с авторами. В соответствии с оценками НАИР, только направление мягкой детской игрушки по мотивам советских мультфильмов, по пессимистичным прогнозам, может приносить до 50 млн руб. в год. В 2008 году весь рынок игрушек в России без учета контрафактной продукции составил $2,4 млрд, показав рост около 20%.
В письме мультипликаторы ссылаются на статью 486 Гражданского кодекса РСФСР от 1964 года, где указано, что "автору сценария, режиссеру-постановщику, художнику-постановщику, главному оператору, композитору и авторам других произведений, вошедших составной частью в фильм, принадлежит авторское право каждому на свое произведение". Это же утверждает Российское авторское общество в своем письме Эдуарду Назарову от 10 апреля 2008 года (копия есть у "Ъ"). Авторы отмечают также, что не передавали "Союзмультфильму" этого права, поэтому договор, заключенный им с компанией Fancy, является незаконным.
Но директор ФГУП "Фильмофонд киностудии "Союзмультфильм"" Василий Шильников говорит, что в фильмофонде есть и другое письмо (копия есть у "Ъ"), подписанное более чем 40 мультипликаторами в Минкультуры. "В нем говорится, что и мультипликаторы поддерживают инициативу Минкультуры, направленную на исполнение закона, в соответствии с которым ФГУП является единственным обладателем прав на мультфильмы и персонажи из них (ст. 1259 четвертой части ГК). Получается, что авторы противоречат сами себе",— говорит господин Шильников. Он добавляет, что ФГУП в течение длительного времени поддерживает создателей мультфильмов путем отчислений от реализации всех видов прав. "А ситуация, когда на одни и те же права претендуют сразу художники, сценаристы и другие, демонстрирует отсутствие у кого-либо из них законных оснований на использование персонажей",— говорит он.
Руководитель кафедры ЮНЕСКО по интеллектуальной собственности при Высшей школе экономики Михаил Федотов напоминает, что до вступления в силу части 4 Гражданского кодекса авторское право не знало понятия "персонаж". "Поэтому изначально авторы не могли передать студии право на использование персонажа. Вероятнее всего, такие споры могут решаться только в суде. А чтобы избежать судебных разбирательств, фильмофонду нужно согласовывать использование персонажей с художниками и, возможно, авторами сценария или оригинального произведения, на основе которого создавался сценарий",— указывает он.
Источник: Коммерсантъ