13 Августа 2025 | 13:09

Поколение альфа впервые обогнало зумеров по количеству покупок на маркетплейсах

Хотя по среднему чеку покупок всех опережают старшие возрастные группы

Картинка Поколение альфа впервые обогнало зумеров по количеству покупок на маркетплейсах
Фото: istock.com

Поколение альфа совершило более 70% своих покупок за июнь — июль 2025 г. на маркетплейсах. Это наивысший показатель среди других возрастных групп. Зумеры совершили на маркетплейсах каждую вторую онлайн-покупку, миллениалы — каждую третью, бумеры — каждую десятую, а поколение Х — менее 7%. Об этом говорится в исследовании МТС AdTech и «МТС Банка».

При этом самый высокий средний чек показали старшие поколения — Х и бумеры. У них он составил около 1,8 тыс. руб., у миллениалов — 1,4 тыс. руб., а у зумеров и альфа — 1,2 тыс. руб.

Почти 90% россиян делают покупки на маркетплейсах, а в тройку лидеров площадок для онлайн-шопинга вошли Ozon (85% опрошенных), Wildberries (72%) и «Яндекс Маркет» (49%). Аналитики «МТС Банка» отметили рост популярности маркетплейсов у россиян — за год количество транзакций увеличилось на 24%, а средний чек снизился на 5% — до 2 тыс. руб. 

Самая чувствительная к рекламе возрастная группа — беби-бумеры, из них 36% чаще всего впервые узнают про товары или услуги, которые ранее не приобретали, из рекламы. Поколения альфа, Х, Y и Z больше внимания обращают на рекомендации на онлайн-площадках — 35, 30, 28 и 28% соответственно. 

Каждый второй участник опроса признался в том, что переходил по ссылке во всплывающей рекламе или рекомендациях на онлайн-площадках. Больше трети респондентов готовы совершить покупку, если реклама соответствует запросу на покупку и предлагает что-то выгодное в релевантной категории товаров.

«Анализ рынка рекламы показывает стабильный рост рекламного клаттера — пробиться к покупателям становится все сложн ее, поэтому рекламодатели работают с узкими сегментами целевой аудитории. Тренд на изучение покупательских паттернов узких сегментов целевой аудитории будет только усиливаться», — рассказал коммерческий директор МТС AdTech Артем Пуликов.

Доля покупок, совершенных мужчинами, за год выросла с 37 до 42%. Средний чек у них также на 19% больше женского. Самым «женским» маркетплейсом, по данным «МТС Банка», оказался Wildberries — здесь 77% покупок делают представительницы прекрасного пола. Самым мужским стал «Яндекс Маркет» с долей транзакций 61%. 

Выбор товаров на маркетплейсах различаются в зависимости от возраста. Поколение зумеров и альфа чаще всего сортируют товары по принципу популярности (39 и 42% соответственно). У поколения Y наиболее распространенным подходом является сортировка товаров от самых дешевых к самым дорогим — так поступают 36% респондентов. Поколения X и беби-бумеров также предпочитают фильтровать товары по цене: так делают 38 и 39% респондентов соответственно.

Покупают онлайн с самовывозом в первую очередь одежду — так делают 46% респондентов, товары для дома — 42%, электронику — 38%, косметику и средства для ухода — 37%, обувь — 36%.

«Лидеры рынка маркетплейсов уже сформировали свою аудиторию и теперь конкурируют за внимание покупателей. Чтобы привлечь клиентов, нужен детальный портрет разных сегментов целевой аудитории на основе Big Data: доход, частота покупок и многое другое. Другая задача площадок — это борьба за продавцов», — добавил Артем Пуликов.

Поколения: 

  • беби-бумеры — с 1946 по 1964 г.,
  • поколение X (иксы) — с 1965 по 1980 г.,
  • поколение Y (миллениалы) — с 1981 по 1995 г.,
  • поколение Z (зумеры) — с 1996 по 2010 г.

Опрос проводился среди 2,5 тыс. россиян старше 18 лет в июне — июле 2025 г. Также использовались обезличенные данные по банковским картам клиентов «МТС Банка» в регионах России. Учитывались платежные операции в июне — июле 2024 и 2025 гг.

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 Media Instinct №1 Медиабайеры 2024
2 Сбер Рекламодатель №1 2024
3 Realweb Digital Index 2024
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.