Около 80% россиян покупают одежду на маркетплейсах
Исследовательский центр Feedback совместно с digital-агентством MediaNation изучили, как россияне оценивают индустрию моды в России в 2024 году, на каких площадках покупают одежду и какие бренды предпочитают. Результаты исследования были представлены на конференции Fashion Dive
Респондентам был задан вопрос о том, где они выбирают и покупают одежду и обувь. Большинство опрошенных предпочитают онлайн-сервисы: 67% обращаются к ним при выборе одежды, 64% — при покупке. Выбирать обувь на интернет-ресурсах привычно половине респондентов, а вот покупать большая часть (58%) идет в магазин.
Среди онлайн-сервисов маркетплейсы стали основной площадкой для покупки одежды и обуви онлайн. Почти 80% опрошенных пользуются маркетплейсами, 8% предпочитают официальные сайты магазинов, 6% — мобильные приложения магазинов. Однако лишь 2% респондентов приобретают одежду и обувь через зарубежные маркетплейсы.
Тем не менее Feedback и MediaNation отметили новейший тренд этого года — частичную миграцию брендов из маркетплейсов на собственные e-com площадки. Больше брендов стали концентрироваться на развитии собственных онлайн-площадок.
«Наблюдаем тенденцию, что многие уходят от маркетплейсов в сторону собственного e-com, запуск собственных сайтов и приложений. Это, преимущественно, малый и средний сегменты в районе 200–500 заказов в месяц. Таким локальным брендам тяжело справиться с конкуренцией на маркетплейсах, они хотят развивать свой бренд и не хотят “убивать” его размещением на маркетплейсах, которые размывают уникальность бренда», — отметила Ирина Иванова, руководитель направления развития клиентов СДЭК в рамках сессии Fashion & Beauty на маркетплейсах.
Самым успешным российским брендом, по мнению россиян, стала Gloria Jeans, ее отметили 50% респондентов. На втором месте Zarina — 49%, Maag занял третье место — 43%. Befree замыкает топ лидеров: его назвали 33% опрошенных.
Авторы опроса отметили, что большая часть брендов, которые появились после ухода зарубежных компаний с российского рынка, не вошла в топ популярных среди потребителей. Так, бренд Ecru (бывший Bershka) выбрали 17% респондентов, Re (бывший Reserved) — 15%, Dub (бывший Pull&Bear) — 10%, Vilet (бывший Stradivarius) — 10%, Cr (бывший Cropp) — 9%, MO (бывший Mohito) — 5%.
«Такое распределение говорит о том, что российские потребители не готовы к замене зарубежных ретейлеров напрямую, а предпочитают, скорее, оригинальные российские бренды, которые давно присутствуют на рынке и успели зарекомендовать себя. В этом смысле сфера одежды и обуви находится в более уверенной позиции, чем некоторые другие отрасли, благодаря широкому ряду альтернатив, которые она смогла предоставить сразу после введения санкций и ухода зарубежных брендов с российского рынка», — отметил Михаил Штырев, руководитель департамента социологии Feedback.
Значительная часть респондентов отметила повышение цен на одежду и обувь. Около 20% опрошенных считают, что импортозамещенные товары стоят немного дороже, а ещё 14% заявили, что одежда и обувь отечественного производства стоит значительно дороже. Больше четверти россиян не заметили существенной разницы в стоимости, а 20% заявили, что почувствовали небольшое снижение цены. В целом, мнения респондентов касательно изменения цен на рынке одежды и обуви, значительно разнятся.
«Цена, качество и стиль — ключевые характеристики, на которые обращает внимание большинство наших клиентов при выборе и покупке товара. При этом интересно заметить, что мужчины чаще обращают внимание на бренд, чем женщины, и охотнее покупают товары, у которых есть сильная привязка к бренду», — отметила Анна Хомутова, руководитель отдела по закупкам регулярных брендов Lamoda.
Среди форматов систем лояльности самыми привлекательными для россиян стали бонусная система (67%), акции на дни рождения или специальные даты (62%) и скидочные промокоды (58%). Меньше всего респондентам нравятся система сдачи старой одежды в обмен на скидки (28%), уровневая система лояльности с последовательным увеличением преимуществ (22%), реферальная система (11%), эксклюзивные продукты и коллекции для участников программы лояльности (9%).
Также опрошенные рассказали, где следят за новинками в мире моды. Больше половины (55%) выбрали соцсети, телеграм-каналы о моде — 40%, подборки на маркетплейсах — 35% и каналы о моде на видеоплатформах — 24%.
Исследование проведено центром Feedback совместно с digital-агентством MediaNation в ноябре 2024 г. В опросе приняли участие 2 тыс. человек от 18 до 64 лет по всей России.