Рынок инфлюенс-маркетинга увеличился примерно на треть
Объем рынка инфлюенс-маркетинга вырос на 25-35% к концу 2023 г. в сравнении с предыдущим годом, согласно данным исследования агентства WildJam.
Блогеры сейчас играют ключевую роль в усилении продаж брендов и способствуют успешному утверждению на рынке новых компаний, считают аналитики. Количество рекламных интеграций у инфлюенсеров в первой половине 2023 г. выросло в 1,5-2,5 раза по сравнению с 2022 г.
Инфлюенсеры и рекламные интеграции
Сейчас в российских медиа активно действуют 63 млн авторов. «ВКонтакте» и «Телеграм» стали самыми популярными альтернативами после блокировки некоторых платформ в России. В марте 2023 г. число владельцев каналов в «Телеграм» выросло на треть в сравнении с октябрем 2022 г.
Часть аудитории предпочла остаться на заблокированных соцсетях, например, Instagram* показал снижение на 8%. Ранее блогеры, как правило, делали акцент на одну площадку, но сейчас они активно развивают как минимум три профиля на разных соцсетях одновременно, что требует создания большего объема контента и изучения алгоритмов продвижения на каждой из них, отмечают аналитики.
В связи с переходом на новые платформы, увеличением нагрузки на расширение аудитории, а также необходимостью маркировать рекламу произошел рост стоимости рекламных интеграций. У селебрити и крупных блогеров цены на рекламу увеличились на 10-20%, у средних и микроблогеров — на 10%. Во «ВКонтакте» и «Телеграм» цены на рекламные интеграции выросли на 300% и 20-30% соответственно.
Изменения в законодательстве о маркировке рекламы существенно повлияли на инфлюенс-маркетинг, считают эксперты. Негативно к новым требованиям относятся 52% блогеров. Что касается восприятия маркированной рекламы аудиторией, значительная часть пользователей (42%) не делает различий между рекламой с маркировкой и без нее. По внутренним прогнозам агентства WildJam, большинство инфлюенсеров начнут соблюдать требования закона и маркировать контент в 2024 г.
Рекламные сотрудничества между блогерами и брендами становятся лучше, создаются новые форматы, отмечают эксперты. В трендах рекламного рынка 2023-2024 гг. заметен фокус на hard sale и человечность, а также разнообразные форматы сотрудничества как в онлайне, так и в офлайне для эффективной рекламы. Также растет спрос на размещение у экспертных инфлюенсеров и обратная связь от аудитории блогера.
Сегодня среди наиболее популярных форм взаимодействия с блогерами выделяют спецпроекты. Этот формат все чаще предпочитается классической рекламе. Кроме того, среди востребованных форматов — посевы и полезные интеграции, а также альтроллы – рекламные ролики, созданные самими инфлюенсерами или брендом и «вшитые» в видео. Долгосрочное сотрудничество с блогерами, или амбассадорство, также продолжает оставаться эффективным. Еще один популярный формат – co-creation, который предполагает участие блогера в создании контента и совместном разработке продукта в рамках рекламной кампании.
Анализ социальных платформ
Видеохостинг YouTube стал лидером по среднемесячному охвату аудитории в России, за ним следует «ВКонтакте», чья пользовательская база к третьему кварталу 2023 г. выросла на 10%, достигнув 85 млн пользователей. В тройке лидеров также «Телеграм», чей охват аудитории продолжает расширяться как по среднемесячным, так и среднесуточным показателям. Rutube демонстрирует рост благодаря частичному переходу блогеров на эту платформу и созданию эксклюзивного контента, что привлекает внимание аудитории, отмечают эксперты.
Соцсеть «ВКонтакте» аналитики считают универсальной платформой, предлагая широкий спектр тем от моды и вакансий до родительского контента. Для красоты и моды, рецептов, здоровья и родительского контента аудитория использует Instagram*, «Одноклассники» и «Телеграм». А для просмотра юмористического и развлекательного контента предпочтение отдается YouTube и Rutube. Для просмотра новостей и политического контента аудитория отдает предпочтение таким площадкам, как YouTube, «Телеграм», Rutube и «Дзен».
Аналитики отметили рост популярности платформы для записи коротких вертикальных видео Yappy, у которой 11 млн активных пользователей ежемесячно на момент февраля 2023 г. TenChat, представляющий собой профессиональную социальную сеть с функционалом, схожим с LinkedIn, сейчас насчитывает 1,7 млн пользователей. Также аналитики упомянули такие площадки, как QRme, которая объединяет ивенты, места и людей с помощью QR-кодов, и альтернативу Instagram* — Looky, привлекающий внимание 150 тыс. пользователей ежемесячно.
Согалсно исследованию АКАР, АРИР, РАМУ, РОЦИТ, «ВКонтакте» стала лидером среди соцсетей по использованию рекламодателями. По мнению компаний, эта платформа предоставляет разнообразные форматы по размещению, а авторам контента — большие возможности по монетизации. Второе место занимают «Телеграм» и ОК, которые могут предложить высокие охваты рекламных кампаний, рассчитанных на разную аудиторию и географию.
Методология: данные приводятся в исследовании рекламного агентства WildJam. Аналитика представляет изучение российского рынка инфлюенс-маркетинга за 2022-2023 гг. Описана динамика развития всех сегментов рынка – аудитории и авторов, возможностей создания, монетизации и продвижения контента.
*Meta и соцсети компании Facebook и Instagram признаны экстремистскими и запрещены в РФ