В Москве на велосипедах и электросамокатах было доставлено заказов на 260 млрд рублей
В столице на микромобильном транспорте (классических и электрических велосипедах и электросамокатах) в 2022 г. было доставлено заказов на 260 млрд руб. — это около 4% от общей выручки ретейла и общепита в городе. Показатель может удвоиться к 2025 г. до 500 млрд руб. и 5,6% соответственно, согласно данным исследования Kept (экс-KPMG).
«Микромобильный транспорт сформировал новую нишу бизнесов с ультрабыстрой доставкой, а также сделал быстрее и экономически выгоднее экспресс-доставку: на загруженных дорогах скорость доставки на электровелосипеде на 30–40% выше автомобильной и в два-три раза выше, чем у пешего курьера», — говорится в отчете исследования.
По данным Департамента транспорта Москвы, в 2022 г. в сегменте доставки работало более 100 тыс. курьеров. Из них около половины использовали микромобильный транспорт. А к 2025 г. количество курьеров увеличится до 160 тыс.
По словам экспертов, сегмент коммерческой микромобильности может стать экономически привлекательным для бизнеса и городов при сочетании трех факторов: спрос бизнеса на доставку микромобильным транспортом, вложения в городскую инфраструктуру — связную сеть велодорожек, парковки и поддержку городских властей, правильное регулирование отрасли.
Лидером среди городов с точки зрения развития коммерческой микромобильности стал Нью-Йорк. Доля онлайн-торговли там составляет порядка 22%, при этом более 50% курьеров используют именно микромобильный транспорт.
По уровню развития инфраструктуры Москва отстает от Нью-Йорка. Например, в столице России на 100 тыс. жителей приходится 3,5 км велодорожек, тогда как в Нью-Йорке этот показатель составляет около 40 км.
С точки зрения регуляторных издержек Москва находится на одном уровне с Хельсинки и Джакартой. В российском городе приняты общие правила использования микромобильного транспорта, но пока они «не оказывают значительного давления на развитие коммерческой микромобильности».
«Для дальнейшего развития отрасли в Москве также решающими станут формат и своевременность регулирования. В марте 2023 г. вступили в силу общие правила использования микромобильного транспорта, которые включают ограничения скоростного режима и ряд требований к пользователям. В случае поступательного развития без преждевременных ограничений город может удвоить масштабы коммерческого сегмента и увеличить экономический эффект от его развития уже к 2025 г.», — говорится в исследовании.
Согласно данным Data Insight, объем рынка розничной интернет-торговли в 2022 г. составил 5,7 трлн руб. и 2,8 млрд заказов. Однако темпы роста интернет-торговли в прошлом году были ниже, чем в 2021 г. Основная причина — уход с рынка значительной части премиального и среднего сегмента.
Kept провел для Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) исследование коммерческой микромобильности в шести мировых мегаполисах (в Москве, Нью-Йорке, Джакарте, Хельсинки, Мехико, Гонконге). В нем сравнивались города с разной степенью интеграции велосипедов и электросамокатов в доставку «последней мили».