12 Июля 2022 | 16:16

Как россияне ищут, читают и слушают книги в интернете — исследование

Около 43% населения России в возрасте 12-64 лет читают книги онлайн, а треть – слушает аудиокниги, по подсчетам Mediascope. Чтобы подробнее изучить книжную онлайн-аудиторию, крупнейшие книжные ресурсы и книги, которые россияне чаще всего ищут в интернете, компания провела исследование с использованием данных десктопной (15 тыс. человек) и мобильной (20 тыс. человек) панелей, а также BrandPulse

Сколько россиян читают онлайн и слушают аудиокниги

Около 43% россиян в возрасте 12-64 лет читают книги онлайн на смартфонах или компьютерах, свидетельствуют данные BrandPulse. Около 13% из них приобрели подписку хотя бы на один интернет-сервис для чтения книг, а еще столько же покупают онлайн отдельные книги (в пересчете на население 12-64 это примерно по 6%).

Порядка трети россиян в возрасте 12-64 слушают аудиокниги. Из них 15% купили подписку на онлайн-сервис для прослушивания книг, а 13% покупают отдельные аудиокниги.

Среди читающих онлайн россиян больше женщин, чем мужчин – 59% против 41%, при этом все население в возрасте 12-64 делится примерно пополам. То есть для женщин более характерно онлайн-чтение. Аналогично этому аудиослушание книг чуть больше характерно для женщин (доля женщин среди слушателей аудиокниг составляет 55%).

Где читают и покупают книги в интернете

Крупнейший книжный ресурс в Рунете – электронная библиотека «Литрес», которую, по данным Cross Web, в первом квартале 2022 года посетили около 13% россиян. В основном топ-10 книжных ресурсов состоит из сайтов электронных библиотек (как платных, так и бесплатных), но в нем также есть два книжных онлайн-магазина – «Лабиринт» и «Читай-город». На третьем месте топа также оказался ресурс с отзывами и рецензиями на книги Livelib.ru.

Крупнейшим ресурсом среди книжных интернет-магазинов стал «Лабиринт», среди онлайн-магазинов издательств первым оказался сайт «Эксмо», а среди электронных библиотек – «Литрес».

Какие книги россияне ищут в интернете

Анализ поиска книг проводился по запросам, связанным именно с чтением – запросы были отобраны по вхождению в них слов, указывающих на чтение - «книга», «книжка», «екнига», «манга», «манхва», «аудиокнига», «читать онлайн», «fb2» и другие. В анализ вошли любые сайты (поисковые системы, книжные ресурсы, другие сайты), а также поиск внутри приложений маркетплейсов и Youtube.

В январе-мае 2022 года чаще всего жители России старше 18 лет искали в интернете серию книг о Гарри Поттере, на втором месте с небольшим отрывом оказался цикл книг «Ведьмак». Среди десяти наиболее популярных книг в поисковых запросах пользователей большинство было экранизировано или же на их основе создавались видеоигры. В топ-10 поисковых запросов среди книг также попали два произведения в жанре «young adult» – «Лето в пионерском галстуке» и «Лисья нора».

Отдельно был проанализирован жанр «манга». В топе манг, где лидерами оказались «Атака титанов» и «Клинок, рассекающий демонов», по всем десяти произведениям было снято аниме, что, вероятно, повлияло на популярность изданий.

С точки зрения поиска книг определенных жанров, лидерами стали детские книги, произведения о «попаданцах» (перемещения во времени или в другие миры) и книги по психологии.

В топе запросов по авторам книг большинство (7 из 10) приходится на российских писателей, однако на первой строчке среди таких поисковых запросов находится американский автор Стивен Кинг. 

Поиск книг в интернете принципиально отличается среди мужчин и женщин. Женщины чаще ищут детские книги и произведения по психологии, а также вносят существенный вклад в популярность книг в жанре «young adult». Среди мужской аудитории в топе поисковых запросов находится больше книг, на основе которых были созданы видеоигры или, наоборот, книг, которые были изданы в качестве продолжения сюжета компьютерных игр.

Интересные отличия обнаружились и возрастных группах. Запросы людей разного возраста различаются не только по названиям книг, но и по паттернам поиска. Так, люди до 35 лет в основном используют для поиска названия произведений, группа 35-54 более склонна искать книги по литературным жанрам, а люди старше 55 лет – по имени автора.

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
2 MGCom №1 Digital Index 2023
3 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.