Как политические события повлияли на поведение потребителей в России — исследование First Data
Эксперты проанализировали более 400 категорий товаров и услуг, которые россияне приобретают регулярно. В ходе анализа сравнивали расходы потребителей на неделе до начала политических и экономических изменений (с 14 по 20 февраля), с неделей, когда ситуации резко изменились (с 21 по 27 февраля)
Резкие изменения в поведении потребителей позволили определить те товары, спрос на которые резко упал, и те, на которые он драматически вырос. Эти выводы подтверждаются изменениями в расходах покупателей на одни и те же товары в периоды до и начала военной спецоперации и усиления санкций. К первой группе отнесли те категории товаров, расходы на которые максимально сократились.
В лидерах оплата ЖКХ и услуг связи с падением на 66% — для многих коммунальные платежи составляют весомую долю расходов, а отсутствие моментальных штрафов за просрочку позволяет не оплачивать счета по несколько месяцев. Далее следуют парфюмерия и косметика: расходы на различные товары в этой категории снизились до 50%, и это несмотря на традиционно высокий спрос в преддверии 8 Марта. Также россияне решили повременить с чтением любовных романов — продажи книг этого жанра упали на 21%. Возникшая ситуация, очевидно, вынудила многих отказаться от поездок — расходы на железнодорожные и авиабилеты упали на 18%.
Во второй группе оказались товары, расходы на которые существенно выросли. На прошлой неделе с полок сметали всю бытовую технику. Максимальным спросом пользовались стиральные машины, утюги, холодильники и телевизоры — в этих категориях рост расходов составил от 33 до 52% в зависимости от конкретного товара. Похожее поведение наблюдалось и два года назад, во время локдауна. Опасаясь обесценивания рубля или возможной недоступности импортных товаров, многие считают правильным тратить накопления на бытовую технику.
С электроникой смогли конкурировать только мясные консервы — на них россияне потратили на 48% больше, чем обычно. Также соотечественники закупились солью, крупами, содой — расходы на эти товары выросли более чем на треть, и топливом — дров и угля закупили на 30% больше, чем обычно. Пользовались повышенным спросом очки и линзы — аналитики First Data фиксируют рост покупок на 26%. Скорее всего, он связан с возможным запретом на ввоз продукции или отказом ряда брендов работать на территории России.
«Текущий кризис очень быстро поменял поведение покупателей, многие оценивают ситуацию как долгосрочное явление, — комментирует Александр Старостин, основатель компании First Data. — С этим связан отказ от текущих оплат ЖКХ и одновременный рост покупок мясных консервов. Также мы видим сильную эмоциональную составляющую, вызвавшую, в частности, снижение расходов на косметику и парфюмерию. Слишком большую роль играет информационная повестка и постоянный подогрев эмоций в социальных сетях — все внимание в первые дни кризиса было сосредоточено именно на новостях, а не на привычной для многих заботе о красоте и здоровье».