24 Января 2022 | 15:20

Удаленка, стресс и гендерный разрыв: исследование состояния PR-отрасли Global Women in PR

Большинство специалистов считают, что удаленная работа важнее финансового вознаграждения, а гендерные барьеры в топ-менеджменте так никуда и не исчезли

Вопрос гендерного неравенства в PR-области за год не сильно сбалансировался, выяснили исследователи Global Women in PR (GWPR) совместно с агентством Opinium. Доля женщин в отрасли в целом составляет порядка двух третей от общего числа PR-специалистов, но при этом большинство членов совета директоров по-прежнему мужчины. Также существует гендерный разрыв в оплате труда мужчин на высших должностях, отметила пятая часть российских специалистов.

Исследователи провели анкетирование 430 респондентов из более чем 15 стран. Вопросы касались тем качества рабочей среды, нагрузки, барьеров для женщин, занимающих руководящие должности, влияния материнства, гендерного разрыва в оплате труда и сексуальных домогательств на рабочем месте.

Основные выводы в России:

  • 90% российских PR-специалистов в настоящее время работают по гибкому графику — это соответствует среднему показателю по миру, который равен 91%. Большинство из респондентов (86%) считают, что такой формат работы сохранится и в течение следующего года.

  • Удаленную работу в прошедшем году предложили большинству (64%) опрошенных российских PR-специалистов. Средний показатель по миру составляет 72%. При этом большинство опрошенных рассказали, что считают удаленную работу одним из важнейших аспектов — даже более важным, чем финансовое вознаграждение.

  • Также российские PR-менеджеры предпочитают работу по гибкому графику: об этом рассказали 62% респондентову. В среднем по миру 73% работников из PR-сферы выбирают гибкий график.

  • Наиболее важным фактором, помогающим женщинам продвигаться по карьерной лестнице, 56% респондентов назвали гибкий график. При этом получившаяся цифра ниже среднего показателя по миру (67%).

  • Стресс и беспокойство, связанные с работой, вынуждали 42% российских респондентов брать отпуск — большее количество людей, чем в среднем по всем опрошенным (33%).

  • Российские специалисты реже высказывают мнение о том, что компании должны прикладывать больше усилий, чтобы женщины в PR-индустрии чаще участвовали в топ-менеджменте. Такого мнения придерживаются 64% опрошенных, в то время как во всем мире этот показатель составляет 89%.

  • Существование гендерного разрыва в оплате труда мужчин на высших руководящих должностях заметили 20% респондентов. При этом в России этот показатель ниже, чем в мире, где он составляет 33%.

Да здравствует гибкий график

Исследователи отмечают, что самым большим барьером при продвижении женщин по карьерной лестнице по-прежнему остаются обязанности по уходу за детьми. Три четверти опрошенных считают, что «отсутствие гибкой политики» в отношении работы и семьи мешают женщинам становиться руководителями. Аналогичное число опрошенных отмечают, что видят еще одно препятствие — отсутствие баланса между работой и личной жизнью на руководящей должности. Именно поэтому измененный пандемией график работы должен помочь женщинам преодолеть вышеупомянутые барьеры при восхождении по карьерной лестнице.

«Как бы вы описали свой баланс между работой и личной жизнью?»

«Работа в гибридном формате уже сейчас стала трендом. Безусловно, она имеет свои недостатки, но в то же время для многих работодателей это не столько возможность оптимизировать расходы, сколько начать осуществлять индивидуальный подход к каждому из сотрудников. Предоставление более широкого выбора однозначно повысит продуктивность, гибкость в подходе повысит лояльность сотрудников, а искоренение искусственных ограничений будет способствовать развитию культуры свободы, которой так не хватало многим компаниям-работодателям», — Евгения Скобелева, соучредитель GWPR в России, председатель международного совета директоров GWPR и глава российского подразделения агентства Grayling.  

Главный фактор, позволяющий женщинам занимать руководящие должности, — это гибкий график работы, выяснили исследователи. Он вышел на первое место в рейтинге, сместив прошлогоднее «наличие женщин на более высоких позициях в качестве примера для подражания». Другими факторами являются схемы наставничества, более широкое признание старшим менеджментом проблем, связанных с гендерным неравенством, и возможность обучения.          

Для многих женщин работа из дома означает необходимость совмещать уход за детьми, домашние обязанности и рабочие задачи. Поэтому многие из них сталкивались с выгоранием. Остались довольны балансом между работой и личной жизнью только около половины специалистов по связям с общественностью. Вместе с тем исследователей тревожит то, что более трети респондентов не предлагается поддержка психического здоровья на работе.

Если в прошлом году PR-специалисты, работающие на стороне клиентов, брали отпуск из-за стресса чаще, чем их коллеги из агентств, то в этом году разница исчезла. Треть штатных и агентских специалистов рассказали, что им пришлось взять отпуск по состоянию психического здоровья. Продолжая тему разницы условий работы в компаниях и агентствах, исследователи выяснили, что женщины из PR-агентств имеют более легкий карьерный путь, чем их коллеги, работающие внутри компании. У них в два раза больше шансов получить повышение и в два раза больше шансов занять место в совете директоров.

«Отсутствовали ли вы когда-нибудь на работе из-за стресса или беспокойства, которые связаны с вашими обязанностями?»

«Пандемия заставила людей остаться наедине со своими проблемами, лишив их возможности разграничивать личную жизнь и работу. Лучшие работодатели поняли, что забота — это главное, что компания может дать сотруднику. Удаленный формат работы останется с нами навсегда, кадровый голод в разных сферах и регионах компенсируется возможностью глобального найма и определяющую роль приобретают инициативы для поддержки, развития и удержания сотрудников», — Наталья Бучельникова, соучредитель GWPR в России и генеральный директор Buman Media.

Присутствие женщин в совете директоров помогает повысить производительность и креативность компании, считают более 80% специалистов по связям с общественностью. Доля согласных увеличилась с первого исследования, проведенного три года назад. Еще 82% считают, что наличие женщин в совете директоров может помочь улучшить методы работы компании, а 81% — что наличие женщин в совете директоров убирает препятствия для продвижения по службе других женщин.

«Что вы знаете о составе совета директоров вашей компании?»

«Есть ли в вашей организации гендерный разрыв в оплате труда, о котором вы знаете?»

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 Realweb Digital Index 2024
2 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
3 MGCom №1 Digital Index 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.