21 Января 2022 | 10:50

Edelman: политики и журналисты растеряли доверие потребителей

Почти половина респондентов считает государство разделяющим фактором

Картинка Edelman: политики и журналисты растеряли доверие потребителей

За два года пандемии настроения потребителей кардинально изменились, выяснило агентство Edelman. Если в мае 2020 г. государство было самой авторитетной институцией (65%), то сейчас оно пользуется доверием всего 52% респондентов. Вакантное место занял бизнес — ему доверяют 61% людей. Таковы результаты последнего исследования Trust Barometer, охватившего 36 тыс. потребителей в 28 странах, включая Россию.

В России второй год подряд наблюдается самый низкий уровень доверия к демократическим институтам (НКО, бизнесу, правительству и СМИ). В выборке из 27 стран мы единственные, у кого Trust Index менее 40 (32). В последней десятке также оказались Япония (40), Южная Корея (42), США (43), Великобритания (44), Испания (45), Аргентина (45), Германия (46), ЮАР (48) и Колумбия (48). В Германии индекс доверия упал сразу на 7 п. п., тогда как лидером по приросту данного показателя стал Китай (+11 п. п.).

Россия также вошла в число стран, чье население отличает экономический пессимизм. Если в группе Global 27 половина (51%) респондентов надеется на улучшение условий жизни в перспективе пяти лет, то в нашей стране этот показатель составляет 31%. Хуже настроения только в Японии, Франции, Германии, Италии, Нидерландах и Великобритании.

Впрочем, доверие потеряли не только власти. Аналогичная картина наблюдалась у некоммерческих организаций (62% в 2020 г. и 59% в настоящее время) и медиа (было 56, стало 50%).

Почти половина респондентов считает, что государство и медиа разделяют общество (48 и 46% соответственно). НКО и бизнес, напротив, воспринимаются как объединяющие силы (50 и 45%). Две трети (64%) потребителей заявили, что их сограждане не умеют вести конструктивные и цивилизованные дискуссии по спорным вопросам.

Уровень доверия значительно выше среди людей с высокими доходами (62%), чем среди малообеспеченных (47%). Таким образом, разрыв на глобальном уровне составляет 15 п. п. В отдельных странах этот разрыв гораздо заметнее. Например, в Таиланде (36 п. п.), Саудовской Аравии (27 п. п.) и Великобритании (25 п. п.).

Среди источников новостей наибольшим доверием пользуются поисковые системы (59%) и традиционные медиа (57%). Корпоративные ресурсы (owned media) и социальные платформы заметно отстают: им доверяют 43 и 37% потребителей. Сильнее остальных сдали позиции соцсети (–8 п. п.).

Наши соотечественники лидируют по недоверию к бизнесу (34%), НКО (28%), медиа (29%), в том числе к традиционным (35%) и корпоративным СМИ (28%). По уровню недоверия к государственным институтам Россия находится на восьмом месте с конца (37%). Уровень доверия к Центробанку в РФ находится на уровне 40% (второе место с конца).

Из 28 стран, охваченных исследованием, большинство ставят бизнес выше собственного правительства. Исключение составляют пять государств: Сингапур, ОАЭ, Саудовская Аравия, Китай и Россия.

Международным организациям в нашей стране тоже не склонны доверять: у ВОЗ уровень доверия составляет 38%, у ООН — 35%, у Европейского союза — 27%.

В то же время обеспокоенность засильем фейков достигла рекордно высокого уровня в 13 из 27 стран. Глобально о тревоге, связанной с ложными новостями, заявили 76% респондентов, за год этот показатель вырос на 4 п. п. В нашей стране проблема дезинформации беспокоит 78% потребителей.

Участники исследования Trust Barometer склонны видеть лидеров в бизнес-среде и в НКО (55%). По мнению опрошенных, их правительство и медиа не способны скоординировать усилия для решения социальных проблем — равно как и успешно реализовать планы, которые приведут к каким-либо результатам. Реакции общественных институтов на пандемию и климатический кризис тоже оставляют желать лучшего, свидетельствуют результаты опроса.

Если рассматривать лидеров из различных сфер, то респонденты склонны доверять ученым (75%), своим коллегам (74%) и руководителям — CEO (66%), чиновникам от здравоохранения (63%), а также местному коммьюнити (62%). Чужие CEO, журналисты и главы правительств подобным авторитетом не пользуются.

При этом от топ-менеджеров ждут, что они будут активно выражать свою позицию. «Правильный» CEO лично участвует в обсуждениях актуальных социальных и политических вопросов. В основном потребители хотят, чтобы руководители высказывались по поводу работы, экономики, технологий, несправедливой оплате труда, глобального потепления, дискриминации, миграции.

Самыми насущными проблемами, согласно исследованию, являются угроза потери работы (85%), изменения климата (75%), хакеры и кибератаки (71%), утрата гражданских свобод (65%). Кроме того, люди боятся стать жертвами предрассудков и расизма (57%).

Эксперты Edelman приходят к выводу, что всеобщее недоверие угрожает социальной стабильности. С одной стороны, власти и СМИ способствуют разделению общества и распространению дезинформации. С другой стороны, потребители хотят, чтобы бизнес и НКО выполняли не свойственные им обязанности и подключались к решению общественных проблем.

Автор: Ирина Милош

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 MGCom №1 Digital Index 2023
2 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
3 Arrow Media №1 Performance в недвижимости 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.