Онлайн-продажи продуктов в мае скакнули почти в 3,5 раза
Исследовательское агентство Data Insight опубликовало первый выпуск ежемесячного бюллетеня, посвященного развитию eGrocery в России. Средний чек сократился, но общий денежный объем вырос более чем в два раза
В мае 2021 г. интернет-магазины и сервисы доставки продуктов питания выполнили 18,1 млн заказов, сообщает Data Insight. Это на 5%, или на 900 тыс. заказов, больше, чем в апреле 2021 г., и в 3,4 раза больше, чем в мае 2020 г. За один прошлый месяц выполнено больше заказов, чем суммарно за весь период с мая 2019 по апрель 2020 г. В оценку не включены заказы, сделанные через универсальные маркетплейсы с несрочной, обычной доставкой.
Количество заказов, май 2021 Источник: Data Insight
Денежный объем онлайн-продаж интернет-магазинов и сервисов доставки продуктов питания составил в мае 26,1 млрд руб. (+112% к маю 2020 г.). Средний чек за год сократился на 37% — с 2300 до 1440 р., что обусловлено ростом сервисов экспресс-доставки, для которых характерен меньший средний чек.
Объем рынка, май 2021, включая НДС и оплату доставки Источник: Data Insight
Лидером по приросту продаж в деньгах по оценке Data Insight стал «Самокат»: с мая 2020 г. по май 2021 г. его продажи увеличились на 2,5 млрд руб. На втором месте по приросту — «Вкусвилл» (+2,3 млрд руб.), на третьем — «Яндекс.Лавка» (+1,7 млрд руб.).
Прирост онлайн-продаж за 12 месяцев. Источник: Data Insight
По количеству онлайн-заказов тройка лидеров с суммарной долей в 61% — это «Самокат», «Яндекс.Лавка» и «ВкусВилл».
Лидеры по количеству заказов, май 2021 Источник: Data Insight
«ВкусВилл» лидирует по объему продаж в рублях, его доля в мае — 14%. Четыре лидера забирают себе почти половину всей выручки рынка.
Лидеры по объему онлайн-продаж Источник: Data Insight
Рынок eGrocery консолидируется: группа из 12 крупных проектов, которые серьезно оторвались по своим показателям от остальных. Суммарно на них приходится 94% онлайн-заказов и 86% объема онлайн-продаж в рублях.
4 проекта из этих 12 — сервисы, которые год назад либо только стартовали, либо не существовали вообще: «Лента Онлайн», «Перекресток Быстро», «Озон Экспресс» и «Яндекс.Еда» (если рассматрвиать здесь только доставку из магазинов).
Также из этих 12 крупнейших игроков 10 относятся к одному из четырех конкурирующих холдингов: «Сбер» (напрямую или через СП с MailRu Group), X5, «Яндекс» и «Севергрупп».
Распределение онлайн-продаж между группами компаний Источник: Data Insight
В 2021 г. объем онлайн-торговли продуктами (без учета продаж универсальных маркетплейсов с несрочной доставкой) достигнет 335 млрд руб. — вырастет в 2,6 раза год к году, прогнозирует Data Insight. Около половины всех заказов придется на «Самокат» и «Яндекс.Лавку»
Прогноз: рост количества заказов Источник: Data Insight
Прогноз: объем рынка 2021 Источник: Data Insight
В исследовании учитываются интернет-магазины и сервисы, специализирующиеся на продаже продуктов питания (то есть те, для кого продукты питания — единственная или основная категория продаж). В оценки по участникам рынка включаются все их онлайн-продажи (как через сайт, так и через приложение), в том числе продажи в смежных с eGrocery категориях (например, зоотовары, косметика).