20 Апреля 2021 | 17:39

Треть опрошенных россиян смотрит в легальных онлайн-кинотеатрах только бесплатный контент

При этом большинство готовы заплатить за эксклюзивные фильмы и сериалы

Агентство TelecomDaily провело онлайн-опрос среди 1720 жителей РФ и выявило закономерности смотрения онлайн-кинотеатров в стране. Результаты исследования есть в распоряжении AdIndex.

Треть респондентов (29%) смотрят контент, доступный в онлайн-кинотеатрах бесплатно, 12% периодически покупают фильмы или сериалы. Почти четверть (23%) платят от 100 до 249 руб. в месяц. Одна пятая (20%) россиян тратят на онлайн-кинотеатры от 250 до 399 руб. в месяц, 10% — от 400 до 599 руб., 8% — 600 руб. и больше. В среднем зрители тратят на онлайн-кинотеатры 315 руб. в месяц. За прошедший год ARPU (Average revenue per user, или средняя выручка, которую компания получает с одного клиента) вырос на 2%.

Большинство респондентов (62%) готовы заплатить за эксклюзивный контент. При этом треть рассматривает такую возможность, если стоимость подписки не превысит 150-250 руб., а 32% заплатят только если контент действительно будет уникальным. Еще 38% опрошенных не имеют возможности купить дополнительную подписку с расширенным доступом к фильмам и сериалам.

Почти четверть (22%) пользователей интересуются контентом эфирного ТВ, при этом 55% смотрят архивные записи, остальные — прямой эфир.

Оригинальный контент позволяет платформам удержать зрителя, считает генеральный директор TelecomDaily Денис Кусков. «Средняя продолжительность жизни одного абонента в онлайн-кинотеатре сейчас составляет четыре месяца. Каждый из игроков старается увеличить этот срок хотя бы до шести-семи месяцев. Продлить время подписки на одну платформу можно, если пользователи будут ждать премьер и новинок из линеек уникального контента — при условии, что они будут выходить не раз в год, а каждый месяц», — объяснил Кусков.

Уникальный контент позволяет платформам привлечь новую аудиторию и отстроиться от конкурентов, подчеркнул на конференции TeleMultiMedia Forum 2021 Иван Гринин, директор по контенту ivi. «Год назад люди практически не понимали, чем отличается то или иное контентное приложение. Все старались различаться кнопками или функциональностью, но было понятно, что будущее за контентом», — рассказал он. Гринин также отметил, что сейчас рынок платного контента находится на ранней стадии развития, и этим можно воспользоваться. «Кроме того, рынок платного потребления контента растет, люди к этому уже привыкают. Но доля домохозяйств, которые регулярно платят за контент, пока очень низкая. Все понимают, что через пять лет больше половины населения будет платить за контент. Поэтому все играют наперед. Точка баланса еще не найдена», — говорит директор по контенту ivi.

Наиболее высокая доля платящей аудитории — у ivi (72%), Amediateka (55%), Okko (58%), Netflix (82%) и Megogo (60%), что, по словам исследователей, свидетельствует о более «качественной» клиентской базе этих сервисов. Больше всего пользователей, оформивших подписку, у Premier, Netflix и Wink. Бесплатный контент в первую очередь интересует посетителей ivi (74%), Megogo (72%) и «Кинопоиска» (71%).

Дмитрий Пашутин, директор департамента стратегии развития рекламных продуктов, «Газпром-медиа», предостерегает от слишком больших надежд на увеличение платежеспособной аудитории. «Подписная база, возможно, будет расти не так долго. В России даже рынок платного ТВ еще не начал падать. При этом наше кабельное ТВ — условное платное. Средний чек за подписку на него — 150-160 руб. В США одно домохозяйство тратит на ТВ-подписку $150. Поэтому Netflix и Hulu оптимизируют расходы американцев. Сколько еще будет расти российская подписная база — неизвестно», — рассказывает Пашутин.

Больше половины (55%) россиян смотрят контент на неофициальных ресурсах или скачивают с торрентов. Многие пользуется таким способом, даже будучи зрителем легального онлайн-кинотеатра. Чаще всего к неофициальным ресурсам обращаются постоянные пользователи Amediateka (79%), Premier (71%), Apple TV (71%) и Start (67%). Наименьшее число зрителей, использующих нелегальные сервисы, оказалось у More.tv (40%) и Wink (47%).

Самым популярным онлайн-кинотеатром в РФ остается ivi. За ним следуют «Кинопоиск HD», Okko, Megogo, Netflix, Wink, Amediateka, Premier, More.tv, Start, Apple TV и TVZavr, причем последний обладает критически низкой аудиторией, отмечают аналитики.

Рынок будет расти, а игроки на нем — объединяться, уверен генеральный директор TelecomDaily Денис Кусков. «Сейчас на рынке легально работает больше 40 игроков. В ближайшие годы он будет укрупняться. Останутся три-четыре участника, на которых будет приходиться доля порядка 75%, и десятки нишевых проектов. Если в 2021 г. не случится новых катаклизмов, рынок может увеличиться на 35-40% по отношению к 40 млрд руб., на которые он вырос за 2020 г.», — рассказал Кусков.

Каждый седьмой россиянин никогда не пользовался онлайн-кинотеатрами — это 15% жителей страны. Еще 22% сейчас не потребляют контент на таких платформах. Из них 44% делали это раньше. Почти четверть опрошенных платят за пользование онлайн-кинотеатрами, 39% смотрят фильмы и сериалы бесплатно. При этом каждый россиянин, пользующийся онлайн-кинотеатрами, посещает сразу две-три платформы.

Телесмотрение на ПК и ноутбуках снижается — россияне переходят на Smart TV и мобильные устройства. В целом за год доля пользователей онлайн-кинотеатров на мобильных платформах удвоилась — с 10% в начале марта 2020 г. до 20,7% в феврале 2021 г.

Автор: Зоя Алексеева

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 Сбер Рекламодатели 2020
2 Nectarin №1 Digital Index 2020
3 Media Instinct №1 Медиабаинг 2019
–ейтинг@Mail.ru