Предприниматели за год пандемии увеличили рекламные бюджеты на 66%
При этом зарплаты в сфере маркетинга сократились на 38%
Банк «Точка» посчитал, что изменилось в российском бизнесе за период с февраля 2020 по февраль 2021 г. Как выяснили аналитики банка, за кризисный год у бизнеса выросли расходы в большинстве категорий, причем сильнее всего увеличились траты на базовые потребности.
Расходы на рекламу выросли на 66%. Исследователи предполагают, что это связано с желанием предпринимателей сократить издержки на работу с агентствами и все настраивать самим. Вследствие этого к концу 2020 г. компании из маркетинговой сферы сократили 28,4% сотрудников. При этом в первые месяцы пандемии отрасль чувствовала себя хорошо: в апреле число работников рекламной индустрии увеличилось на 7% по сравнению с февралем. Зарплаты в сфере маркетинга упали на 38%.
Сокращения коснулись также и сферы медицины: число штатных работников по сравнению с февралем 2020 г. Сократилось на 26,8% в марте, 31,9% в апреле, 38,1% в мае и 30,1% в июне. Зарплаты же упали на 44% — это самая большая цифра, зафиксированная аналитиками «Точки».
Единственной сферой, не столкнувшейся с сокращениями, оказалась охрана. Начиная с апреля в области стабильно прибавлялись новые люди: исследователи отметили прирост сотрудников на 14% в октябре и 22% в декабре по сравнению с февралем 2020 г. При этом в сфере охраны значительно упал средний уровень зарплаты: в марте он сократился сразу на 46,4% по сравнению с февралем 2020 г.
Согласно данным «Точки», в первую волну пандемии женщин увольняли значительно чаще, чем мужчин. Среднее количество женщин в штате в мае сократилось на 9,5% по сравнению с февралем 2020 г. Мужчин же в компаниях в мае стало меньше всего на 2,1%.
Число предпринимателей, которые регулярно оплачивали аренду, в апреле — мае 2020 г. сократилось на 27%. Начиная с июня бизнес стал увеличивать суммы арендных платежей, и к августу они вернулись к прежним показателям. Более того, стоимость съема помещений продолжила расти до ноября. Как отмечают аналитики «Точки», многие арендодатели компенсировали упущенную выгоду за счет постепенного повышения ставок на 6–8%.
Перевод сотрудников из офисов на удаленку заставил бизнес больше тратить на электронику (29%), алкоголь (28%), канцтовары (27%). Не изменились расходы на цветы, снизились расходы на развлечение и образование.
Наименьший прирост показали траты в категории «Путешествия». Одновременно увеличились расходы на ж/д билеты — аналитики связывают это с закрытием авиасообщения. В первую волну предприниматели стали на 37,5% чаще покупать билеты на поезда, в июне — августе произошел спад интереса к ж/д сообщению, а во вторую волну снова начался рост — в декабре он составил 18,5%.