15 Мая 2020 | 12:27

Как россияне заменили онлайном офлайн и какие новые привычки сохранят после самоизоляции

Отток пользователей у онлайн-кинотеатров и сервисов доставки еды может составить около 20%, говорится в исследовании TelecomDaily

Самой востребованной заменой оффлайну в условиях пандемии стали сервисы онлайн-заказа продуктов — ими пользуется 55% опрошенных. Об этом говорится в исследовании ИАА TelecomDaily. Второй по популярности вариант — онлайн-кинотеатры — 32% респондентов сообщили, что оформили подписку. Онлайн-концерты стали альтернативой традиционному формату для 27% опрошенных.

Обучающие курсы в интернете проходят 25% респондентов, 19% включают спортивные онлайн-тренировки, онлайн-экскурсии по музеям выбирают 12%. Наименьший интерес вызвали медицинские онлайн-консультации — 2,5%. При этом 19,4% респондентов не пользуется ни одним из перечисленных сервисов.

С возвращением к привычному режиму работы спрос на онлайн-сервисы несколько сократится, но драматического оттока не ожидается, говорится в исследовании. Более 15% респондентов планируют отказаться от доставки еды, но количество пользователей услуги останется высоким — 46,4%. Примерно такие же показатели у онлайн-кинотеатров: уйти могут до 20% новых зрителей, однако большинство отказываться от сервиса не планирует.

Онлайн-концерты могут потерять до 50% зрителей — о готовности продолжать просмотр сообщили 14% опрошенных. Обучающие курсы в интернете, напротив, получат минимальный отток (менее 10%); после выхода из карантина эту «привычку» сохранят до 24% респондентов. Почти 29% не выразили заинтересованности в онлайн-сервисах в принципе.

Свободное время в самоизоляции респонденты тратили на домашние дела (72%), просмотр фильмов и сериалов (66%), общение с семьей (55%) и в соцсетях (52%). Почти 49% ответили, что тратят свободное время на сон. Спорт, алкоголь, общение с друзьями, чтение, музыка, образование, компьютерные игры получили почти одинаковое количество голосов — от 26 до 33%.

 

Смена режима работы и ее последствия

76,5% респондентов сообщили, что с введением самоизоляции продолжают работать или учиться дома, остальные 23,5% по-прежнему посещают учреждение.

Половина респондентов (49,7%) заявили, что продуктивность их работы в новом режиме не изменилась. Еще 31% пожаловались на снижение продуктивности, 20% уверены, что стали работать более эффективно.

К основным преимуществам удаленной работы респонденты отнесли возможность не тратить время и деньги на дорогу до офиса — 80%, сэкономить время на подготовке к выходу из дома — 55%. Чуть меньше опрошенных отметили гибкость рабочего графика — 47%.

 

Недостатки удаленной работы оказались не так очевидны: ни один из вариантов ответа не набрал более 60% голосов. Чаще всего респонденты жаловались, что их отвлекают домашние дела или домочадцы — 57%. Для 52% сложность заключается в том, чтобы настроиться на работу. Почти 48% отметили, что дома снижается оперативность/эффективность взаимодействия с коллегами, еще 38% испытывает нехватку личного общения с коллегами.

С окончанием режима самоизоляции большинство опрошенных желали бы вернуться к привычному режиму работы: однозначно за это высказались 26%, еще 33% предпочли бы именно такой вариант. Тем не менее 41% хотели бы продолжить работать из дома.

Уровень обеспокоенности пандемией Covid-19

Большинство опрошенных согласны с тем, что опасность существует: почти 95% отказались от посещения массовых мероприятий, 87% перестали ездить на общественном транспорте полностью или частично. Отмена поездок за рубеж (80%) и по России (77%) — не только выбор граждан, но и составная часть ограничительных мер государства по противодействию распространения вируса. Закупать маски, средства для дезинфекции, средства личной гигиены принялись 63% опрошенных.

 

 

Около 26% приобрели продукты питания с длительным сроком хранения, только 2% респондентов сообщили, что ни к каким из перечисленных мер предосторожности не прибегали.

До 37% участников опроса полагают, что российское общество не сумело адаптироваться к ситуации, 20% думают наоборот, более 43% оценивают степень адаптации как нейтральную. Наибольшее беспокойство вызывает неопределенность ситуации на рынке (82%), снижение доходов почувствовали 54%. Сокращение объема работы и объема сбережений отметили соответственно 34% и 29%.

Методология и порядок исследования

 

Онлайн-анкета включает порядка двадцати вопросов, часть из них предполагала множественный выбор. Тематически анкета делится на три части: одни вопросы посвящены реакции пользователей на угрозу вируса, другие рассматривают особенности удаленной работы, третья группа касается онлайн-сервисов, которые заменили собой офлайн-активности (магазин, кинотеатр, концерты и т. п).

Всего в период с 29 апреля по 5 мая 2020-го опрошено 994 респондента, 870 анкет признаны достоверными. К этому моменту пользователи находились на карантине от одного месяца и более.

Целевая аудитория — активное население РФ, то есть учащиеся, сотрудники предприятий и организаций, предприниматели, которые в рамках самоизоляции продолжали работать или учиться. Почти 66% респондентов назвали себя сотрудниками коммерческих организаций, 19% — государственных, 11% — собственниками бизнеса, 4% — учащимися.

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 MGCom №1 Digital Index 2023
2 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
3 Arrow Media №1 Performance в недвижимости 2023
–ейтинг@Mail.ru