30 Апреля 2020 | 19:22

Российские пользователи пристрастились к онлайн-заказу продуктов

Пандемия изменила категорийный состав онлайн-покупок и задала тренд на будущее

Картинка Российские пользователи пристрастились к онлайн-заказу продуктов

По итогам 2019 г. объем российского рынка продуктовой розницы (включая HoReCa) составил 17,7 трлн руб., при этом на онлайн-ритейл пришлись скромные 0,2%. Infoline прогнозировал увеличение доли интернет-продаж до 7% к 2029 г., однако аналитики не могли учесть, что уже в феврале и марте потребители окажутся запертыми в четырех стенах и сократят частоту визитов в традиционные магазины.

Вспышка коронавируса стала драйвером электронной коммерции, в первую очередь food-сегмента. Пандемия сильно изменила категорийный состав онлайн-покупок, свидетельствует исследование Data Insight и Оргкомитета конференции IDRF’2020.

Как показал экспресс-анализ изменения потребительского поведения, до начала пандемии самыми популярными категориями товаров в Рунете были «Одежда и обувь», «Электроника и бытовая техника», «Продукты питания», «Косметика и парфюм», «Лекарства и товары для здоровья», «Книги», «Товары для дома и ремонта», «Товары для животных», «Детские товары», «Подарки и украшения», «Спортивные товары».

В середине марта, когда потребители в России столкнулись с пандемией и им пришлось изменить свои привычки, продукты питания вышли на первое место, лекарства поднялись на две позиции и попали в топ-3. Улучшили свои позиции зоотовары и детские товары (6 и 7 строчки соответственно). Категория «Одежда и обувь» опустилась на второе место, «Электроника и бытовая техника» потеряла три позиции.

X5 Retail Group сообщила, что в первом квартале чистая выручка Perekrestok.ru выросла на 135%, до 2,1 млрд руб. В предыдущем квартале онлайн-супермаркет обслужил 505 тыс. заказов, а в первом квартале — уже 591 тыс. Средний чек составил 4026 руб. К концу 2020 г. «Перекресток» рассчитывает выйти в лидеры продуктового онлайн-ритейла.

Квартальная выручка «Утконоса» выросла на 34,5%. В марте продажи ритейлера достигли рекордных 1,38 млрд руб., причем продажи в мобильном приложении увеличились на 61%. В марте 2020 г. трафик на сайте utkonos.ru в четыре раза превышал средний показатель за март 2019 г.

Респонденты также сообщили, что до окончания пандемии планируют заказывать в основном FMCG-товары. По доле ответивших лидируют еда, лекарства и товары для животных. Одновременно коронавирус увеличил частоту заказов в интернете — и среди часто покупающих, и среди тех, кто делал это довольно редко. Тем не менее 18,6% опрошенных заявили, что не готовы заказывать онлайн даже на карантине.

Главным преимуществом онлайн-покупок респонденты назвали удобство выбора и поиска (42,7%). Комфорт упоминался почти в 2 раза чаще, чем подходящая цена (23%). Кроме того, для 13,6% опрошенных важным является большой ассортимент, для 12,8% — быстрота заказа. Еще 4% назвали такие факторы, как полнота информации о товаре.

Невозможность «пощупать» товар и проконсультироваться является основным сдерживающим фактором при покупке онлайн. Каждый пятый (21%) опасается подделок. Пользователи, делающие покупки со смартфона, между мобильным сайтом или приложением выберут второе. Со смартфона чаще всего покупают детские товары, с десктопа — электронику и бытовую технику.

Участники опроса признались, что отзывы о продукте и фотографии являются самыми важными факторами в процессе принятия решения об онлайн-покупке. Их наличие также дает наиболее полное представления о товаре. 72% пользователей сообщили, что за последний год при изучении и покупке товаров они стали обращать больше внимания именно на отзывы.

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 MGCom №1 Digital Index 2023
2 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
3 Arrow Media №1 Performance в недвижимости 2023
–ейтинг@Mail.ru