19 Августа 2019 | 17:39
Российский онлайн-ритейл: тренды, покупательские привычки и критерии выбора продавца
Российские потребители чаще покупают в интернете продукты питания, чем косметику и средства личной гигиены, смартфоны становятся неотъемлемой частью шопинга, а торговая площадка AliExpress в России стала популярнее, чем во всем мире. К таким выводам пришли эксперты Google, Ipsos и Kantar TNS по результатам совместного исследования
Портрет современного российского потребителя
Сегодня потребители в России отличаются любопытством, требовательностью к ритейлерам и нежеланием долго ждать доставку товаров.
- Перед принятием решения о покупке покупатель изучит продукт и сравнит
его стоимость у нескольких ритейлеров. Больше половины (60%) респондентов,
принявших участие в исследовании, обращают внимание на характеристики товаров в
сети, а 53% посещают несколько сайтов для сравнения продуктов и условий их
приобретения. На этом этапе для большинства (52%) важна удобная страница
ритейлера и простая навигация по его сайту.
- «Яндекс», Google и AliExpress остаются популярными проводниками в мир
шопинга. Около половины опрошенных (49%) используют Google для получения
более подробной информации о товаре, который они собираются приобрести онлайн
или в обычном магазине. Кроме того, 48% респондентов использовали поисковик
перед совершением покупки, 33% доверились YouTube, а 21% обратился к Google
Maps.
- Среди важных параметров для потребителя были отмечены
детальное описание продукта на сайте с фотографиями (43%), а также независимые
отзывы других пользователей (39%).
- В первую очередь покупатели обращают внимание на наличие информации о
стоимости товара. Это оказалось необходимым для 54% респондентов. Также для
клиентов важна безопасность онлайн-платежей (49%), возможность покупки
продуктов из разных категорий на одном сайте (47%), наличие нескольких
способов оплаты (47%) и доставки товара (43%). Всего 41% опрошенных отметили
высокое качество продукции как важный критерий при выборе ритейлера.
- Современным клиентам важно взаимодействие с продавцом. Так, 39%
респондентов отдают предпочтение тем онлайн-магазинам, которые предлагают сразу
несколько каналов коммуникации.
- Для многих потребителей важно наличие программ лояльности — это
отметили 44% респондентов. 40% опрошенных рассказали, что список «Избранное»,
где потенциальный покупатель сможет сохранить понравившуюся вещь, является
важной функцией в интернет-магазинах. Наконец, 39% опрошенных хотели бы
сохранять информацию о своем размере одежды у онлайн-ритейлера на основе
информации о ранее приобретенных товарах.
- Потребители не любят долго ждать. Так, 44% респондентов готовы пойти
в обычный магазин и совершить покупку вместо того, чтобы ждать доставку нужного
товара из интернет-магазина. В это же время 37% отмечают важность оперативной
доставки, а 35% указывают на необходимость наличия функции отслеживания товара.
Не стоит забывать и о важности быстрого процесса оплаты на сайте — на это
указали 55% опрошенных.
- Потенциальному покупателю важно разнообразие предлагаемых продуктов — на это указали 70% опрошенных. Немаловажным условием является и бесплатная доставка — об этом рассказали 67% респондентов. Наконец, потребителям необходимо знать, что они совершили выгодную сделку с ритейлером — этой информацией поделились 64% опрошенных.
Критерии выбора онлайн-ритейлера
Что россияне покупают онлайн
- Онлайн-ритейл развивается все стремительнее. Среди всех респондентов
49% приобретают необходимые продукты онлайн, а 46% подбирают в интернете новые
бренды.
- Чаще всего интернет-пользователи предпочитают покупать в интернете одежду и обувь (65%). Интересно, что покупка продуктов питания онлайн распространена больше, чем приобретение косметики и средств личной гигиены. Согласно статистике, 63% потребителей покупают в интернете пищевые продукты, а 56% — косметические средства. Также среди россиян пользуются спросом товары для дома (53% совершают покупку онлайн именно в этой категории), а также бытовая электроника (на это указали 51% респондентов). Значительная доля опрошенных продолжает приобретать товары в таких категориях, как «Игрушки» и «Ювелирные изделия» офлайн. Тех, кто готов приобрести их в интернет-магазинах, совсем немного — 33% и 29% соответственно.
Категории товаров, приобретаемые в интернете
Смартфоны заменяют банковскую карту и поход в магазин
- Все больше людей используют смартфоны для совершения покупок.
По результатам опроса оказалось, что уже 66% респондентов заинтересованы в
использовании умных гаджетов для оплаты товаров в магазинах. Интересно, что 26%
от указанной доли уже активно используют эту функцию, а 40% планируют начать
делать это со следующего года. Также 49% опрошенных совершают покупки онлайн
или изучают информацию о товарах с помощью смартфонов, пока находятся в обычных
магазинах. Согласно прогнозам экспертов, в дальнейшем эти показатели будет
только расти.
- Популярность набирает виртуальный ассистент. Так, 10% современных
потребителей уже совершают покупки и составляют списки с его помощью, а 31%
опрошенных планируют начать использовать эту функцию в следующем году.
Уровень удовлетворенности онлайн-ритейлерами
- Показатель удовлетворенности существующими онлайн-ритейлерами в России
немного ниже, чем в других странах. В России 57% абсолютно довольны
сервисом интернет-магазинов, в то время как в ряде европейских стран, а также в
Великобритании, Объединенных Арабских Эмиратах и Саудовской Аравии этот
показатель составляет 69%. Процент тех, кто недоволен онлайн-ритейлерами, в
России немного выше и составляет 8%. Помимо этого, 25% российских покупателей,
совершивших покупку в определенном интернет-магазине, больше не возвращались к
его товарам и услугам. Этот же показатель в мире составляет 22%. Также
любопытно, что современный российский покупатель, который знает в среднем 14
онлайн-ритейлеров, в итоге покупает товары только у трех.
- Как правило, довольные покупатели рекомендуют любимый магазин знакомым. Это подтверждает статистика: в России 52% потребителей готовы советовать интернет-магазины, товарами и сервисом которых они остались довольны. По этой причине онлайн-ритейлерам необходимо инвестировать в качество обслуживания клиентов, ведь эти усилия оправдают себя как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
Еще материалы
Подписывайтесь на наши каналы в Telegram:
Рейтинги