Рынок онлайн-видео России в 2017 году: отчет Telecom Daily
По данным Telecom Daily, суммарная выручка онлайн-кинотеатров в России по итогам 2017 г. выросла на 37%: с 8,5 млрд руб. до 11,6 млрд руб. без учета НДС
Лидером рынка по общей выручке по итогам 2017 г. является компания Ivi с долей 20,9%; на втором месте — YouTube (15,5%); Ростелеком, единственный из операторов ШПД, присутствующий в рейтинге, замыкает тройку с долей 10,4%.
«Доля платной модели год от года увеличивается и достигла по итогам года 56,5%; доля от рекламной модели, напротив, снижается и по итогам 2017 года достигла 43,5%», — говорится в исследовании. Лидером по динамике выручки среди всех российских онлайн-кинотеатров в 2016–17 гг. стал TVZavr (+108,1%), далее идут МегаФон (+89,8%) и Okko (+78,5%).
Максимальная доля аудитории онлайн-видео остается за категорией ПК и ноутбуки (48%), на домашние экраны приходится 26%, на мобильные экраны — 26%.
Исследователи отмечают, что отличительной особенностью данного отчета является обязательное сравнение финансовой информации, представляемой компаниями, с их финансовыми отчетами (РСБУ, МСФО), пересчет данных и попытка привести показатели к единой системе координат — это снижает погрешность оценок и показывает более достоверные цифры.
Как отмечают в Telecom Daily, значительное количество участников рынка, работающих по модели AVOD, показывает в рекламной выручке компании рекламные бюджеты, которые разместил на видеоресурсе рекламодатель; другие — средства, которые пришли на платформу. «Следовательно, первые отражают выручку без вычета комиссии агентствам (она составляет порядка 40%), другие — с ее вычетом. Также часть компаний показывает выручку заметно большую, чем приходит к ним на счета российских компаний, тем самым реализуя перевод части денежных средств на счета третьих лиц без уплаты налогов».
Еще одной причиной необъективности рынка являются системы финансовой отчетности: одни игроки публикуют свою отчетность по МСФО, другие — по РСБУ; эти показатели сравнивать между собой некорректно.
«Блокировки пиратских ресурсов заметно влияют на модель поведения пользователей и, как следствие, способствуют росту платных моделей монетизации. Перед онлайн-кинотеатрами стоит важная задача — создать привычку обращения к онлайн-видеосервисам, наработать характерные ситуации и обстоятельства использования легальных видеосервисов», — заключили в Telecom Daily.
Динамика российских рынков онлайн-кинотеатров