Исследование: что и как читают в русскоязычных каналах Telegram
Компания Brand Analytics, разработчик систем мониторинга и анализа соцмедиа, проанализировала наиболее популярные русскоязычные каналы Telegram по размеру аудитории и выяснила, что наиболее успешные из них делают ставку на уникальный авторский контент, актуальный в режиме реального времен
В Telegram популярны каналы юмористической и развлекательной тематики, и в этом предпочтения аудитории Telegram похожи на интересы пользователей «ВКонтакте». А особенностью аудитории Telegram является повышенное внимание к каналам, посвященным политике и экономике, образовательному и профессиональному контенту – изучению английского, науке, психологии, маркетинговой, digital и PR-тематике.
Топ-30 русскоязычных каналов Telegram по объему аудитории
# |
Канал |
Аудитория1 |
Название |
Тематика |
1 |
@teleblog |
78 965 |
Новости Telegram |
Технологии |
2 |
@stalin_gulag |
59 562 |
Сталингулаг |
Блоги |
3 |
@dailyeng |
57 215 |
Английский язык |
Наука и Образование |
4 |
@hardchannel |
54 608 |
Хардкор |
Юмор и Развлечение |
5 |
@anekdot18 |
37 869 |
Анекдоты |
Юмор и Развлечение |
6 |
@Facta |
34 890 |
Ты не поверишь |
Юмор и Развлечение |
7 |
@flibusta |
31 856 |
книжное братство |
Книги и журналы |
8 |
@znayuvse |
28 174 |
ХОЧУ ЗНАТЬ ВСЁ! |
Наука и Образование |
9 |
@russica2 |
27 708 |
НЕЗЫГАРЬ |
Экономика и Политика |
10 |
@poshloe |
26 599 |
Пошлое |
Для взрослых |
11 |
@LifeHackTG |
25 908 |
LifeHack |
Другое |
12 |
@funXD |
25 778 |
Улётные приколы |
Юмор и Развлечение |
13 |
@bestarticles |
25 668 |
Интересные статьи |
Новости и СМИ |
14 |
@meduzalive |
25 056 |
Медуза — LIVE (признана в России иноагентом) |
Новости и СМИ |
15 |
@namochimanturu |
24 269 |
Намочи Манту |
Наука и Образование |
16 |
@EnglishClub2 |
24 097 |
English Club |
Наука и Образование |
17 |
@so_smyslom |
23 829 |
Со смыслом |
Цитаты |
18 |
@addmeto |
23 436 |
addmeto |
Технологии |
19 |
@lentachold |
23 323 |
Лентач |
Новости и СМИ |
20 |
@hack_life |
23 316 |
Life hacks |
Другое |
21 |
@int_fakt |
23 236 |
Интересные Факты |
Другое |
22 |
@rugram |
22 660 |
Каналы и боты |
Игры и приложения |
23 |
@freakbook |
22 435 |
Freakbook |
Новости и СМИ |
24 |
@EruditTG |
21 306 |
Эрудит |
Наука и Образование |
25 |
@Psyxolog |
21 203 |
Психология | Psyxolog |
Наука и Образование |
26 |
@techsparks |
20 883 |
TechSparks |
Технологии |
27 |
@rt_russian |
20 032 |
RT на русском |
Новости и СМИ |
28 |
@supreme_life |
19 886 |
S U P R E M E |
Для взрослых |
29 |
@trahninormalnost |
18 469 |
Трахни нормальность |
Юмор и Развлечение |
30 |
@pokazal0s |
18 296 |
Показалось |
Другое |
Источник: Brand Analytics. Данны на 13 марта 2017 г.
В топ-30 всего 2 канала официальных СМИ – @meduzalive на 14 месте и @rt_russian на 27 строчке рейтинга. Согласно каталогу самого Telegram, новостных каналов в топе больше, однако они не принадлежат официальным СМИ. В частности, и «Медузу» и RT в Telegram обходит канал-агрегатор «Интересные статьи», впрочем, канал «Медузы» имеет все шансы обойти его в ближайшее время. Отставание канала RT – более серьезное, его также превосходят по числу подписчиков Лентач и Freakbook. Не попали в Топ-30, но ведут активные Telegram-каналы с аудиторией более 5 000 человек такие проекты как «Сноб» @snobru (15 356 подписчиков), телеканал «Дождь» (признан в России иноагентом) @tvrain (9 562 подписчика) и «Российская Газета» @rgrunews (8 363 подписчиков).
Уже сейчас можно говорить о том, что каналы в мессенджерах стали удобным источником потребления контента для многих пользователей соцмедиа. В потреблении новостного контента пользователи Telegram предпочитают подборки с анонсами новостей от агрегаторов и те каналы, которые публикуют контент 1-2 раза в сутки – аудитория у них значительно шире, чем, например, у СМИ, бомбардирующих подписчиков новостями в течении всего дня.
Однако на данный момент потребление контента в каналах носит скорее закрытый характер и не способствует его распространению. За пределами Telegram даже самые популярные каналы практически не упоминаются, а обсуждение и распространение контента зачастую остается внутри мессенджера. Контент же развлекательных каналов, таких как «Хардкор», «Анекдоты», «Ты не поверишь» и других – выходит за пределы мессенджера. Делятся этим контентом в основном пользователи Facebook (около 60% репостов контента из каналов Топ-30 публикуется именно в этой сети) и «ВКонтакте» (около 20%).
В Brand Analytics также провели исследование обсуждений мессенджеров в социальных медиа. Наибольшая доля сообщений в феврале 2017 года содержит упоминания WhatsApp – 30% и Viber – 27%. SMS занимают третью строчку рейтинга с долей 16%, у Skype – 14%. Доля упоминаний Telegram составила 11% от общего объема. В категорию «Другие» попали мессенджеры Snapchat, ICQ, iMessage и Facebook Messenger, доля каждого из которых в сообщениях пользователей социальных медиа составила менее 1% от общего объема упоминаний.
Сравнивания свежие февральские данные с данными годичной давности за март 2016 года, в Brand Analytics отмечают рост суммарного объема упоминаний мессенджеров в 1,7 раза – с 4,4 млн до 7,6 млн упоминаний в месяц. При этом существенно изменилось распределение долей обсуждений различных мессенджеров.
В порядке распределения мест в рейтинге одно, но очень принципиальное изменение – Skype потерял первую позицию и переместился на четвертую, пропустив вперед тройку лидеров – WhatsApp, Viber и SMS. Сразу за Skype и дышит ему в спину – Telegram.
Абсолютным лидером роста по числу упоминаний по сравнению с данными марта 2016 года стал Telegram. Этот мессенджер показал четырехкратный рост – с со 186 тыс до 836 тыс. упоминаний в месяц.
Упоминания мессенджеров в социальных медиа позволяют не только оценить долю и темпы роста каждого из них, но и проанализировать контекст обсуждений. У лидеров рынка, WhatsApp и Viber, основная масса упоминаний связана с обменом контактами для приобретения товаров и услуг, при этом часто используются оба канала коммуникации, но можно отметить, что WhatApp больше используется интернет-магазинами, тогда как Viber – как средство коммуникации между заказчиками и исполнителями различных услуг, от фотографов до визажистов.
Что же касается Telegram, то пользователи соцмедиа часто делятся ссылками на каналы и чаты и обсуждают публичный контент в мессенджере.