Что творится с PR-тендерами – исследование АКОС


Исследования | 09 Сентября 2015 12:15 | 2

Ассоциация компаний-консультантов в области связей с общественностью (АКОС) провела очередное сравнительное исследование по тендерной политике. Были опрошены компании-члены АКОС, которым предлагалось заполнить анонимную онлайн-анкету

Как выяснилось, все опрошенные агентства как в 2011-2012 годах, так и в 2014 году участвовали в тендерах коммерческих структур. А вот в государственные тендеры подавали документы лишь 92% респондентов. Впрочем, эта цифра по сравнению с 2011-2012 годами повысилась – тогда иметь дело с государством решались лишь 80% агентств.
В прошлом году 36% пиарщиков получали от 30 до 50 приглашений к участию в тендерах, почти такое же количество (35%) отметили поступление более 50 приглашений. Наиболее активным в этом отношении можно назвать 2012 год – тогда 45% получили более 50 приглашений к участию.

Откликнувшиеся на эти приглашения в 2014 году 47% агентств боролись за выигрыш от 30 до 50 раз, 38%  –  менее 20 раз, и всего 15% решились участвовать более чем в 50 тендерах ( в 2012 году эта цифра составила 25%).

В основном сроки для разработки и предоставления предложений в 2014 году не превышали двух недель (в 54% случаев). По 23% респондентов отметили поставленные сроки до 5 рабочих дней и свыше трех недель.

Что творится с PR-тендерами – исследование АКОС

Снизилось число заказчиков, требующих бесплатной разработки креатива, – в 2014 году только 27% агентств отметили, что такие условия ставились более чем в 50% тендеров (в 2011 году такое количество любителей бесплатной работы было замечено в 36%, в 2012 году – аж в 50% случаев).

Что творится с PR-тендерами – исследование АКОС

Согласившихся на такие требования и разработавших креативные решения бесплатно агентств в прошлом году оказалось всего 35% (против 45% в 2012 и 37% в 2011 годах). Основная масса претендентов (62%) делали это в 2014 году иногда, в 2012 и 2011 годах так поступали 55% и 63% соответственно.

Что творится с PR-тендерами – исследование АКОС

Примерно на одном уровне остается количество платных тендеров – в 2014 году их оказалось 70%, в 2012 – 65%, а в 2011 - 75%.

Что творится с PR-тендерами – исследование АКОС


На приглашение к участию, по мнению клиентов, влияют следующие факторы (по убыванию значимости): опыт аналогичных проектов у поставщика, его проактивность, низкая цена на услуги, симпатия и доверие к представителю агентства, членство в АКОС и/или РАСО, место в рейтинге коммуникационных агентств, «громкое имя» на рынке услуг и рекомендация коллег.

По мнению самих пиарщиков, самые значимые первые три фактора это успешный опыт работы с заказчиком, «громкое имя» компании и рекомендация коллег. Остальные условия - доступность и прозрачность информации о компании, опыт работы с заказчиком (без выигрыша тендера), место в рейтинге коммуникационных агентств и членство в АКОС и/или РАСО. Примечательно, что такой важный момент как «опыт и специализация идеально подходят по условиям тендера» исполнители поставили на последнее по значимости место.
Самым главным условием для решения о принятии участия в тендере в 2014 и 2011 годах была его открытость, а в 2012 году – четкость клиентского брифа.

Среди причин проигрыша тендера основными эксперты назвали высокую цену, фиктивность тендера и недоработанное предложение.
Примерно треть подобных мероприятий проводятся с нарушениями – в 2014 году в 33% не был объявлен победитель (в 2012 и 2011 годах – в 29% и 32% соответственно).

Однако число некорректных и непрофессиональных тендеров снижается – по мнению респондентов, в 2014 году такими можно было назвать лишь 17%, в отличие от прошлых лет – в 2012 таких было 24%, а в 2011 году – 33%.
Фиктивные тендеры встречали в 2014 году «скорее часто» 54% опрошенных, «скорее редко» 38%, «очень часто» - 8%. Примечательно, что никто из респондентов не отметил, что таких случаев не было вообще.

Главные признаки фиктивности тендера, по мнению экспертов: «Результаты тендера не обнародованы», «Бриф отсутствует или не содержит полной информации» и «Затруднен доступ к ответственному лицу организатора».

В результате авторы исследования пришли к следующим выводам:

  • Общая тенденция на снижение количества приглашений к участию в тендерах по сравнению с данными 2012 года
  • В 2014 году количество тендеров, которые, по мнению членов АКОС, были проведены некорректно и непрофессионально снизилось на 7%
  • Количество компаний, требующих предоставления бесплатных креативных решений в рамках тендера, выросло по сравнению с 2012 годом.

По словам Ольги Дашевской, руководителя комитета АКОС по тендерной политике в области PR, при возросшем количестве приглашений в тендеры агентства стали разборчивее: менее 15% членов АКОС в течение 2014 года приняли участие в более 50 тендерах.

«Произошел заметный спад тендерной активности консультантов, он составил 10%. Надеемся, что снижение продолжится, так тендерная процедура – затратная часть для агентств. Совершенно не составляет труда оценить тот или иной проект и описать общие подходы к работе, но число конкурсов с такими требованиями минимально. А постоянно отвлекать ресурсы на большие креативные разработки невыгодно.

«Интересно, что в рамках исследования заказчики и подрядчики выделили совершенно разные факторы, которые, по их мнению, влияют на формирование шорт-листов агентств для торгов. Клиенты отметили важным проактивность поставщика и низкую цену, агентства – «громкое имя» компании на рынке и рекомендации.

По-прежнему остается открытым вопрос этики. Каждый второй организатор тендера по мнению 30% рынка требует бесплатных креативных идей и стратегий. В условиях жесткой рыночной конкуренции многие агентства берутся за подобные конкурсные разработки без бюджета, только 3% отказываются. Также все еще остается большим число заказчиков, которые не объявляют победителя. При этом почти в два раза снизилось число некорректно проведенных тендеров. Я считаю это показателем работы нашего комитета. Мы составляем списки компаний, которые непрофессионально проводили закупочные процедуры. Эта информация закрыта, но так как рынок узкий, утечки происходят. И по истечении времени мы прослеживаем тенденцию, когда ранее находившаяся в «черном» списке компания исправляет подход к торгам и проводит корректные конкурсы», – отметила эксперт.


Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.
Свежие вакансии в рекламе, маркетинг, PR и digital в нашем новом Telegram-канале — «Больше Джобсов».


последние новости

Комментарии

антон (Гость) | 09.09.2015, 12:54
пациент скорее мертв, чем жив
Кир (Гость) | 09.09.2015, 15:32
Очень много фиктивных тендеров, это точно

Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 41

Спецпроекты

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.

Новости партнеров

Кейсы

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама