23 Декабря 2013 | 09:54

«Ромир»: россияне стали меньше тратить и больше экономить

Темпы роста розничных продаж в России резко снизились. В исследовательском холдинге «Ромир» ситуацию называют беспрецедентной: впервые с начала 2008 г. потребительская активность в России снижалась сразу два осенних месяца подряд

Картинка «Ромир»: россияне стали меньше тратить и больше экономить

До сих пор устойчивое падение спроса встречалось только в летние месяцы или в самом начале года, после традиционного декабрьского пика.

В минувшем же ноябре покупательская активность снизилась на 1% по сравнению с октябрем и на 3% по сравнению с сентябрем этого же года. При этом, если еще в октябре сохранялся хотя бы символический прирост на 3% к аналогичному месяцу 2012г., то расходы ноября оказались уже на 1% меньше, чем в ноябре 2012г., а с учетом инфляции - на все 6,5-7%, сообщает газета  «Коммерсантъ».

В последний раз настолько резкая негативная динамика наблюдалась летом 2010г., но тогда у нее нашлось простое природное объяснение - наложившаяся на обычное сезонное снижение температуры экстремальная жара в европейской части страны, указывает «Ромир». На этот раз, по оценке «Ромира», речь идет о новом среднесрочном тренде: снижении расходов россиян на продукты питания и росте - на непродовольственные товары.

Снижаются, в частности, продажи большинства видов алкоголя. Положительную динамику, по данным Росстата за десять месяцев, показали только коньяки и коньячные напитки (бренди, кальвадосы), чьи продажи выросли на 0,8%, до 9,8 млн дал. А вот водка и ликероводочные изделия продавались хуже всего: падение достигло 6,6%, - до 113,5 млн дал. Впрочем, основное влияние на продажи, по мнению участников рынка, оказало не снижение покупательской способности, а возобновившийся из-за повышения акциза на крепкий алкоголь рост нелегального рынка.

«Из-за нелегальной продукции снижение продаж алкоголя есть только на бумаге», - уверен председатель правления Союза производителей алкогольной продукции Дмитрий Добров.

Еще хуже дела у пивоваров. Heineken в отчетности за третий квартал среди факторов, приведших к двузначному снижению российских продаж, отмечает именно снижение потребительских расходов, а Carlsberg одновременно сетует на замедление макроэкономического роста в России. «Слабую ситуацию в экономике» в числе негативных факторов влияния на продажи в третьем квартале называет и табачная Philip Morris - российские отгрузки компании за этот период снизились на 10,1%, до 23 млрд сигарет.

Ощутили снижение спроса и в ресторанах, прежде всего сетевых. Выручка «Росинтера», развивающего сети «IL Патио», «Планета Суши», TGI Fridays и Costa Coffee, за девять месяцев упала на 2,6%, до 7,3 млрд руб. Падение в третьем квартале по сравнению с аналогичным периодом прошлого года оказалось еще глубже - на 8,6%, до 2,3 млрд руб. Сетевые заведения в большей степени ориентированы на трафик, и лояльность посетителей в них ниже, чем в авторских, объясняет гендиректор Ginza Project Яна Песоцкая. По ее оценкам, размер среднего чека уменьшился в этом году примерно на 10%.

«Мы столкнулись с нетрадиционной сезонностью. Конец года не соответствует оптимистичным ожиданиям», - говорит госпожа Песоцкая. По оценке гендиректора компании «Ресткон» Елены Перепелицы, на 10% снизилась и посещаемость ресторанов.

Спрос потребителей снижается также в одежном и обувном ритейле, подтверждают собеседники. В консалтинговой компании Esper Group основной причиной называют сокращение потребительского дохода.

«Более того, пик потребительских кредитов 2012г. создает теперь бремя для потребителей. Они не только меньше зарабатывают в реальном выражении с учетом роста цен на товары и услуги, ЖКХ и т.п., но и должны оплачивать кредиты. Это сокращает потребительские расходы, особенно на вторичные категории, такие как одежда и в меньшей степени обувь», - говорит представитель компании Дарья Ядерная.

В целом люди по-прежнему ходят в магазины, но при сохраняющемся трафике количество клиентов сократилось на 15-20%, число позиций в чеке - на 24%, а выручка в номинальном выражении в среднем выросла лишь на 3,6% (данные в среднем по 50 игрокам масс-маркета в 40 городах России за январь-ноябрь 2013г.).

Замедляется даже бурно растущий в последние годы рынок интернет-торговли. По данным исследования Российской ассоциации электронных коммуникаций и Высшей школы экономики, в 2012г. объем онлайн-ритейла достиг почти 285 млрд руб., что на 28% больше показателя 2011г. Но уже в 2013г. рост ожидается лишь на уровне 22%. Темпы роста замедляются в целом на розничном рынке - офлайн и онлайн, - считают в интернет-гипермаркете Ozon, при этом происходит перераспределение между категориями. Так, сокращаются покупки ноутбуков, но увеличиваются - бытовой техники, Hi-Fi и планшетов, замедляется рост продаж художественной литературы на русском, но растет нехудожественная, учебная, иностранная литература, приводит примеры представитель Ozon Мария Назамутдинова.

На протяжении всего 2013г., начиная с конца зимы, наблюдается падение спроса на бытовую технику и электронику (БТЭ) как на уровне компании, так и по всему рынку в целом, признается руководитель аналитического отдела «Эльдорадо» Елена Жукова. Виновата общая макроэкономическая ситуация, полагает госпожа Жукова: рост доходов населения замедлился, из-за чего потребители реже покупают БТЭ, хотя предложение увеличивается, а конкуренция растет.

Происходит стагнация спроса на домашнюю цифровую технику, например на ноутбуки, добавляет замдиректора по розничному бизнесу компании «Белый ветер» Григорий Рзянин. Замедление роста по сравнению с прошлым годом ощущается и в сегменте DIY (товары для ремонта, строительства, обустройства дома, садового участка), подтверждает директор интернет-магазина "220 вольт" Леонид Довладбегян.

«В целом DIY продолжает расти, но сказываются макроэкономические факторы в виде стагнации промышленного роста», - осторожно комментирует он.

Снижение спроса заметно не только на продажах товаров повседневного потребления. По итогам 2013г. продажи легковых и легких коммерческих автомобилей снизятся на 5,1%, оценивает Ассоциация европейского бизнеса. Падает спрос на автомобили бюджетного сегмента, который сильнее зависит от общей макроэкономической ситуации, в то время как премиальный сегмент и SUV (кроссоверы и внедорожники) держатся на стабильно высоком уровне, рассказал главный управляющий директор ГК "Независимость" Оскар Ахмедов.

Заметно снизившуюся потребительскую активность винят в неудачном летнем сезоне и туроператоры. Минувшим летом они сработали в минус на основных пляжных европейских направлениях - греческом, кипрском, болгарском, хорватском и в меньшей степени испанском. Статистика выезда россиян за рубеж фиксировала продолжающийся рост турпотока в эти страны, но это значит лишь то, что туроператоры искусственно стимулировали спрос, продавая туры на уровне себестоимости или даже ниже.

Минувшей осенью спрос носил волнообразный характер, что также свидетельствует о замедлении потребительской активности, указывает исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе. По ее словам, в конце августа и сентябре активно бронировались туры на Новый год, но в октябре спрос резко снизился. Затем было оживление, но клиентов интересовали преимущественно предложения на ноябрьские праздники. Лишь после них возобновился интерес к новогоднему отдыху, но клиентов интересуют в первую очередь наиболее дешевые туры по самым массовым направлениям. В результате, хотя турпоток продолжает расти, обороты туроператоров остаются фактически на уровне прошлого года, резюмирует М.Ломидзе.

Источник: РБК

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 MGCom №1 Digital Index 2023
2 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
3 Arrow Media №1 Performance в недвижимости 2023
–ейтинг@Mail.ru