Россияне готовятся к кризису


Исследования | 18 Октября 2011 11:57 | 1

Вопреки сложившимся трендам, потребительские расходы в сентябре снизились на 1,5%

По данным исследовательского Холдинга Ромир, полученным на основе скан-панели домохозяйств*, номинальные расходы россиян** на приобретение продуктов питания и товаров повседневного спроса в сентябре 2011 снизились на 1,5% по сравнению с августом этого года. За последние 4 года только один раз – в 2009 году -  номинальный объем повседневного потребления в сентябре был ниже, чем в августе. В трех других случаях, несмотря на то, что сентябрь короче августа, объем расходов в сентябре оказывался на 1-6% выше.

После ударного лета, которое стало весьма «жарким» с точки зрения потребительской активности (расходы выросли на 30% по сравнению с климатически жарким, но в потребительском плане весьма «прохладным» летом 2010), показатели сентября выглядят весьма скромно. Однако говорить о сломе тренда пока преждевременно. Судить об этом можно будет не ранее, чем через 1,5 месяца, когда станут известны показатели за октябрь и ноябрь.

Вместе с тем, по сравнению с сентябрем 2010  года, повседневные расходы горожан выросли в сентябре на 18%, вернувшись к тренду более умеренного, чем летом, роста, наблюдавшемуся с декабря по май. Рост расходов превысил инфляцию (8-10% годовых) в два раза. По сравнению с сентябрем 2008-го года повседневные потребительские расходы возросли более чем в 1,5 раза (на 58%), обогнав инфляцию потребительского рынка (36-43%) примерно в полтора раза.

График 1. Динамика средних затрат домохозяйств  на товары повседневного спроса

100% = январь 2008

Россияне готовятся к кризису
Источник: Исследовательская скан-панель домохозяйств Ромир

Потребительский рынок в Москве живет по своим законам, здесь в сентябре по отношению к августу наблюдалось не падение, а  рост расходов - он составил 5,5%. В других городах  повседневные расходы в сентябре снизились к августу на 5-6%. По сравнению с сентябрем прошлого года в Москве и других городах зафиксирован рост расходов на 15-20%.

Сильнее всего снизилось повседневное потребление в сентябре у семей со скромными доходами -  на 10%. В августе у этой группы был наиболее значительный рост к июлю -  на 7%. У респондентов со средними и высокими доходами в сентябре повседневные расходы выросли на 2-3%. Это можно объяснить тем, что среди обеспеченных горожан выше доля тех, кто проводит август вдали от дома – в других регионах страны, у моря, за границей. В сентябре они возвращаются из отпусков и их повседневное потребление возрастает. По сравнению с сентябрем прошлого года у менее обеспеченных потребителей расходы выросли только на 10%. В то время как у более обеспеченных – на 20%.

Если же за точку отсчета (100%) взять январь 2008-го года, то окажется, что повседневные расходы представителей различных доходных групп в сентябре 2011-го номинально возросли практически одинаково (в два раза).

График 2. Динамика среднего чека

100% = январь 2008

Россияне готовятся к кризису
Источник: Исследовательская скан-панель домохозяйств Ромир

За один поход в магазин россияне в сентябре тратили в среднем меньше денег на 1%, чем в августе – именно на столько снизился размер среднего чека, вернувшись к уроню февраля этого года. При этом в Москве средний чек вырос на 4,5%. В городах с населением более миллиона жителей – снизился на 2%. А в городах с населением менее миллиона – на 4%. 

За год, по сравнению с сентябрем 2010 года средний чек вырос только 8%.  При росте номинальных расходов на 18% что говорит об увеличении количества и/или частоты посещений магазинов. Это означает, что россияне чаще ходят по магазинам или заходят в большее количество торговых точек, чтобы найти более приемлемую цену на необходимые товары, Стиль покупательского поведения становится все более рациональным и экономным.

Как и прогнозировалось в предыдущем обзоре, доля продуктов питания от общего размера повседневных покупок (без учета оплаты услуг и приобретения одежды и бытовой техники) в сентябре вернулась к привычным 72%, а непродовольственных товаров, после окончания подготовки к школе – снизилась до привычных же 28%.

*Исследовательская скан-панель домохозяйств Ромир основана на данных потребления 10 000 потребителей, репрезентирующей покупательское и потребительское поведение жителей городов России с населением более 100 тысяч человек. Участники панели сканируют штрих-коды всех купленных товаров, приносимых домой. Данные сканирования в он-лайн режиме поступают в базу данных скан-панели.

** Ромир–индекс покупательской активности – инструмент измерения потребительской реальности, разработанный на базе скан-панели домохозяйств Ромир. Отражает динамику потребления товаров повседневного спроса и цен, качественный и количественный состав домашнего потребления, изменения в предпочтениях мест покупок жителей российских городов.
Базой для расчета индексов являются ежедневно обновляемые данные по покупкам более 100 категорий продовольственных и непродовольственных товаров в городах России с населением 500 000 жителей и более.

Подписывайтесь на канал «AdIndex» в Telegram, чтобы первыми узнавать о главных новостях в рекламе и маркетинге.
Свежие вакансии в рекламе, маркетинг, PR и digital в нашем новом Telegram-канале — «Больше Джобсов».


последние новости

Комментарии

Anonymous | 18.10.2011, 13:51
КРызиса не будет. Путин обещал.

Возможность комментирования статьи доступна только в первую неделю после публикации.

doc id = 41

Спецпроекты

Инфотека. Финансовые отчёты компании, прогнозы рынка, аналитика, руководства по маркетинговым инновациям и многое другое.

Talant Base. Поиск по всем специалистам, работавшим над рекламными кампаниями с 2009-2015г


Adindex Print Edition - справочный журнал, посвященный рекламе и маркетинговому продвижению.
В издании систематизированы информационные, аналитические и статистические данные по ряду важнейших направлений отрасли.
Периодичность: ежеквартально.
При поддержке Agency Assessments International.
Цель проекта — создать новый инструмент на рынке коммуникационных услуг, презентующий объективную информацию о структуре рекламной индустрии и ее основных игроках.

Новости партнеров

Кейсы

AdIndex Market

все разделы

Нестандартная Реклама