Западные менеджеры научились давать взятки, как в России
В крупных европейских компаниях не скрывают: ради нового контракта не грех пойти на взятку или оплату представительских расходов
В кризис менталитет сотрудников крупных европейских компаний приблизился к российскому: ради нового контракта каждый третий пошел бы на взятку. Готовность поступиться этическими нормами присутствует как у клерков, так и у топ-менеджеров. При этом каждый из них друг другу не доверяет и уповает на регуляторов.
Экономический шторм существенно потрепал корпоративную этику Старого Света, свидетельствуют результаты исследования Ernst & Young «Управление рисками мошенничества в Европе». Две трети респондентов (от рядовых сотрудников до руководителей крупных компаний в 25 странах) признали: взяточничество и коррупция у них широко распространены. 40% указали, что проблема усугубилась именно в кризис.
В крупных европейских компаниях не скрывают: ради нового
контракта не грех пойти на взятку или оплату представительских расходов. Лично
на это решился бы каждый третий респондент. В Греции (44%) и в России (39%)
чаще всего дают деньгами. В Норвегии, напротив, избегают расплачиваться
наличкой.
Четверть опрошенных полагает, что рыба гниет с головы, и не доверяет своим
руководителям. Почти 60% респондентов не исключают: ради достижения
поставленных целей начальники могут поступиться этикой. «Поступились бы!» — не
отрицает половина опрошенных начальников.
При этом руководство не особо беспокоится о том, чтобы исключить мошенничество со стороны подчиненных. Почти 80% респондентов не обучено противодействию взяточничеству и коррупции. И только треть полагает, что такие ценные указания в их компаниях вообще есть. Процент обученных мал даже в тех странах, где с коррупцией активно борются регуляторы — во Франции и Германии (по 20%) и в Великобритании (26%).
Три четверти респондентов уверены: персональную
ответственность за выявленные в их компаниях факты мошенничества или
взяточничества должны нести члены советов директоров. 77% опрошенных уповают на
регуляторов. За жесткий контроль со стороны особо ратуют в наиболее
пострадавших от кризиса странах — Португалии, Ирландии, Испании и Греции (80%
опрошенных).
«Компании неадекватно реагируют на факты мошенничества и коррупции, что
удивительно на фоне действий ряда стран по ужесточению контроля за этими
преступлениями», — отмечает руководитель международного отдела услуг в области
расследования мошенничества E&Y Дэвид Сталб.
Впереди Европы всей по традиции Россия. Почти 40% респондентов упомянули, что за последние два года в их компаниях были факты серьезного мошенничества. И лишь пятая часть (предпоследнее место) констатировала усиление противодействия корпоративному мошенничеству.
«Кризис — это всегда испытание, и когда сворачивается спрос,
падают цены, а вокруг еще и конкуренты, этика сразу дает сбой, даже если она
накапливалась веками, как в Европе, — говорит председатель «Деловой России»
Борис Титов. — Но Европа быстро вернется на круги своя, а мы останемся где
были. Пока российский рынок не станет развитым — частным по преимуществу, а не
нефтяным или финансовым, а конкуренция — реальной, говорить о прогрессе в
корпоративном управлении нелепо».
Коррупция и взяточничество в России — правда жизни, соглашается глава
организации «ОПОРА России» Сергей Борисов. «Речь идет не только о
взаимоотношениях бизнес—власть, но и бизнес—бизнес, — поясняет он. — Более
мелким компаниям приходится договариваться с более крупными, чтобы получить у
них заказ, и это бьет по рентабельности. К сожалению, понятия репутации в
России пока нет».
Источник: РБК Daily