03 Февраля 2010 | 13:26

В Рунете проще прославиться смертью, нежели профессиональными успехами

2009 год стал последним в жизни многих известных личностей: писателей, певцов, политиков и прочих публичных персонажей. Наравне с крупными скандалами именно они зачастую становятся основой пользовательского интереса к публичным персонам

Картинка В Рунете проще прославиться смертью, нежели профессиональными успехами

На основе статистики поисковой системы Рамблер собраны данные о популярности публичных персон в Рунете. Приводятся сведения об изменении интереса к известным людям по их роду деятельности, рейтинги за истекший год, факторы, влияющих на изменение популярности, а также количестве запросов и уточняемых подробностях в запросах пользователей.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПОПУЛЯРНОСТИ ПЕРСОН В ИНТЕРНЕТЕ

Из двадцати наиболее запрашиваемых в 2009 году персон 4 умерли
38% запросов пользователей в Рунете относятся к музыкальным исполнителям, 17% - к политикам
В рейтинге 2009 года наиболее запрашиваемых персон по профессиональному признаку появились писатели (2%) и милиционеры (1%)
В Топ-10 по количеству запросов в 2009 году оказались 6 певцов, 2 политика, порноактриса и олигарх
Первое место по числу запросов за год занял Майкл Джексон (514 тыс. обращений), второй Владимир Путин с 469 тыс. обращений
Наибольший прирост запросов в процентах в 2009 году получили Алексей Дымовский (+25,8 тыс.%), Александр Рыбак (+31,9 тыс.%) и Владимир Турчинский (+56,9 тыс.%)

Лидеры роста и падения за 2009 год: Владимир Турчинский (+22611%) и Олег Янковский (-88%)

САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ ЛЮДИ В ИНТЕРНЕТЕ В 2009 ГОДУ

По статистике Рамблера, чаще всего в Рунете пользователи ищут информацию о музыкальных исполнителях: 38% запросов относятся именно к такому случаю. На втором месте идут политики – 17% запросов. Спортсмены, актеры, ведущие и тележурналисты, олигархи собрали по 7-8% обращений российских интернет-пользователей за год. Также, помимо общей вкладки Другие (8%), в списке популярных персон выделяются участники телепроекта «Дом-2» (3%), писатели (2%) и милиционеры (1%).

Рисунок 1. Соотношение поисковых запросов популярных персонажей Рунета по их сфере деятельности

Для сравнения, год назад на долю певцов и других музыкальных исполнителей приходилось 45% запросов, политиков – 20%, актеров 10%, ведущих 9%, спортсменов 7%. «Дом-2», олигархи и персоны из списка «другие» в общей сложности завоевали год назад 9% обращений (3%, 2% и 4% соответственно).
Вероятнее всего, писатели обязаны повышенным вниманием интернет-пользователей в связи с трагическими событиями, уходом из жизни – так в течение 2009 года умерли Георгий Вайнер, Василий Аксенов, Сергей Михалков, Джон Апдайк, Петр Вайль, Милорад Павич и ряд других известных литераторов. Кроме того, вероятно, в связи с кризисом, в течение 2009-го тема литературы стала чаще подниматься в сети, немало внимания уделялось и различным литературным премиям и их номинантам.

Милиционеры же обязаны повышенным вниманием в связи с нашумевшим «Делом Дымовского» и последовавшей за ним массированной волне расследований в милицейской сфере, инициированной на разных уровнях.

Рисунок 2. ТОП-20 запросов публичных персонажей в 2009 году

По каждому имени из списка Топ-10 в течение года было сделано свыше 200 тысяч запросов. Первое место занял Майкл Джексон, второй по-прежнему Владимир Путин. В целом, кроме внезапно появившихся в рейтинге персонажей, обязанных всплеском интереса интернет-пользователей какому-либо событию (Майкл Джексон и его смерть, Александр Рыбак и его победа на Евровидении), - общее число обращений по персоналиям за год уменьшилось.

ДИНАМИКА ПОПУЛЯРНОСТИ ПЕРСОНАЖЕЙ В РЕЙТИНГЕ ЗАПРОСОВ РОССИЙСКИХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Итак, как уже упоминалось ранее, сетевая популярность большинства персонажей связана с какими-либо событиями 2009 года, повлекшими увеличение запросов именно по этим запросам.

На примере выдачи Рамблера с детализацией по месяцам мы видим, что большинство этих всплесков, однажды активно увеличившись, через заданное количество времени снова возвращается к исходной позиции. Так на примере Александра Рыбака, никому толком не известного в начале 2009-го, мы видим подогрев интереса в преддверие конкурса на 107%, затем бурный рост числа обращений в мае, когда собственно и состоялся конкурс «Евровидение» (+32 тыс. запросов), а к середине лета пользователи о нем снова забыли.

Рисунок 3. Резонанс интереса к персонам в течение 2009 года (в процентном исчислении)

Безусловно, наиболее заметны всплески пользовательского интереса к тем людям, о которых прежде ничего не было известно, либо сама персона пользовалась значительно меньшей медийной популярностью. Так смерть Майкла Джексона, потрясшая многих современников, по динамике запросов вызвала меньший ажиотаж, чем смерть Владимира Турчинского, тогда как третьим по приросту числа обращений в Рунете в минувшем году оказался ранее никому не известный майор Алексей Дымовский.

Также всплески интереса в минувшем году случились по запросам: Федор Емельяненко (январь, +182% в январе, победа на ринге), Роман Трахтенберг (декабрь, +733% запросов, внезапная смерть), Вячеслав Иваньков (Япончик +337% в октябре, смерть после покушения в июле (+326%), Кристина Орбакайте (+729% в сентябре, похищение сына бывшим супругом), Егор Гайдар (+1286% в декабре, смерть).
Олег Янковский оказался лидером среди персон со значительным снижением поисковой активности (-88%): объясняется это в первую очередь тем, что в 2008-м в связи с известиями о болезни актера пользователи довольно активно интересовались его здоровьем, а с его кончиной в середине 2009-го вся вторая часть года демонстрировала снижение числа запросов. При этом многие из списка лидеров падения оказались в нем преимущественно из-за их меньшей медийной активности, т.е. отсутствия громких скандалов и т.п.

Таблица 1. Лидеры роста и падения за 2009 год

Помимо уже названных выше персон, в Топ-10 по приросту интереса пользователей вошли Алена Бондарчук, Вячеслав Тихонов, Василий Шандыбин (известия о кончине). Сьюзан Бойл (ставшая символом торжества таланта над пиаром в шоу-бизнесе), Джеймс Кэмерон (и его уже претендующая на звание легендарной кинокартина «Аватар» и Гус Хиддинк с победами и поражениями его подопечных на футбольном поприще).

ЧТО ИНТЕРЕСОВАЛО ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ О ПУБЛИЧНЫХ ПЕРСОНАХ

Рассматривая уточняющие вопросы пользователей по пяти персонам, лидирующим по обращениям рунетчиков, убеждаемся, что скандальные запросы живо интересуют сетевую общественность. И если касательно порноактрисы Елены Берковой это интерес к ее прямой деятельности, то у певицы Бритни Спирс песни и клипы уступают запросам фото, в том числе в голом виде. Впрочем, за год эти запросы практически не изменились.

Таблица 2. Уточняющие вопросы пользователей о пятерке лидеров

В отношении Владимира Путина запросы, связанные с Алиной Кабаевой, продолжают лидировать. Пользователи также хотят посмотреть на пьяного премьера, интересуются его фото и биографией наравне с информацией о прямом эфире с россиянами, когда он в течение 4 часов отвечал на вопросы людей из разных концов страны. На Дмитрия Медведева начали искать компромат наравне с запросами биографии, фото, собственного сайта и блога. Для сравнения, в 2008 году на политических лидеров страны компрометирующих запросов было меньше, пользователи интересовались их конкретными делами.

«Майкл Джексон жив» оказался лозунгом пользователей – несмотря на его кончину. СМИ периодически подогревали интерес, подкидывая новые версии, в том числе что поп-король остался в живых, и пользователи задавали этот запрос наравне с обращениями к его творчеству, биографии и фотографиям.
Таким образом, рейтинг уточняющих запросов еще в большей степени подтверждает то утверждение, что чем более публична персона, тем в большей степени интерес пользователей будет обращен к ее поступкам, частной жизни или гуляющим вокруг персоны слухам и домыслам. А рейтинг популярных персон Рунета в 2009 году в целом демонстрирует, что, к сожалению, наибольший ажиотаж вызывают либо крупные скандалы, либо известия о смерти публичной персоны. Именно они затмевают «мирные» запросы о деятельности персонажа – его профессиональных успехах, творчестве и т.п.
Другие исследования RUметрики

 

Источник: Rumetrika

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
2 MGCom №1 Digital Index 2023
3 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.