Кризис в Рунете: куда пойти работать
Во времена экономического бума и массы свободных денег на рынке стартапы росли как грибы после дождя, и к работе в них привлекались талантливые специалисты. Однако осенью 2009 года ситуация в Интернете кардинально изменилась
Рынку труда в Интернете свойственны общие тенденции кризиса в этой сфере. Мы можем констатировать факт уменьшения зарплат, увеличение количества обязанностей без каких-либо компенсаций, сокращение числа сотрудников (причем нередко на улице остаются достаточно квалифицированные специалисты, которые или ушли сами, не согласившись с новыми условиями труда, или попали под сокращение). Все это называется оптимизацией расходов на персонал со стороны работодателя.
Кризис: по делу
По словам руководителя проекта Rabota.ru, Евгении Шатиловой, кризис в Интернете затронул больше всего копирайтеров и онлайн-журналистов, интернет-маркетологов, администраторов сайтов. В основном, это либо профессии, чью работу может легко выполнить другой сотрудник — в качестве нагрузки к основным обязанностям (например, работа администратора небольшого сайта — не столь сложна, чтобы в кризис позволить себе для нее отдельную штатную единицу), либо те, кто не оказывает существенного (положительного, разумеется) влияния на прибыль компании.
Если говорить о цифрах по соотношению количества вакансий и специалистов, ищущих работу, по сравнению с докризисным периодом, то по данным компании HeadHunter (hh.ru), начиная с октября 2008 года на сайте наблюдался рост "индекса HeadHunter" - показателя, определяющего востребованность тех или иных специалистов. А в январе 2009 года на одну вакансию в интернет-компании приходило в среднем 290 откликов!
Правда, сейчас напряженность на рынке труда начала спадать, и в июне на одну вакансию в сфере IT / Интернет в среднем приходилось 225 откликов. Об этом же говорит статистика сайта rabota.ru, где число вакансий по сравнению с докризисным периодом сократилось ~ в 2 раза, а число резюме выросло ~ на 20% (сравнение данных за август 2008 и июль 2009 года). Хотя, если еще год назад спрос на специалистов со стороны работодателей вдвое превышал предложение со стороны соискателей, то сегодня число вакансий и резюме в этом сегменте находится приблизительно на одном уровне.
Разумеется, Интернет, как наименее защищенный и наиболее бесплатный сегмент, атакуют мошенники, стремящиеся заработать на кризисе — число предложений стать «обработчиком электронной почты» или перевести деньги на электронный кошелек возросло в разы. Но количество реальных вакансий от добросовестных работодателей, тем не менее, находится на достойном уровне, даже несколько превышающем число резюме интернет-специалистов, комментирует ситуацию на рынке Евгения Шатилова.
Ольга Бруковская, директор по маркетингу и PR группы компаний HeadHunter, отмечает, что сокращение зарплат в Интернете объясняется не только появлением на рынке значительного числа свободных интернетчиков, но и тем, что до кризиса они были неоправданно завышены. Евгения Шатилова> так прокомментировала данные изменения на рынке «Больше стало вакансий с уровнем зарплат 10-20-30 тысяч и меньше — 50-60-70. Впрочем, их и раньше было немного. Что характерно, ожидания соискателей, указываемые в резюме, подстроились под эту тенденцию и о миллионах на позицию менеджера проекта уже мало кто грезит».
Практически у всех интернет-специалистов сократились зарплаты. Это объясняется тем, что, во-первых, до кризиса они были неоправданно завышены, а во-вторых, появлением на рынке значительного числа свободных интернетчиков.
По словам Алексея Захарова, президента рекрутингового портала SuperJob, среднерыночная заработная плата менеджера по интернет-проектам в Москве составляет 48000 руб., контент-менеджера – 25000 руб., менеджера по интернет-рекламе – 35000 руб. В августе 2008 года эти цифры составляли 50000 руб., 30000 руб. и 40000 руб. соответственно. К тому же требования стали жестче, отмечает Алексей Захаров. Теперь реже требуются специалисты без опыта работы в данной сфере. Нужны профессионалы, понимающие специфику создаваемого проекта.
«Если создается интернет-магазин, то нужен программист с опытом создания интернет-магазинов. Если нужен интернет-маркетолог – то с опытом проведения эффективных маркетинговых акций в Интернете».
Алена Владимирская, руководитель проекта Работа@Mail.Ru, отмечает: «В 2008 году оклады в Рунете демонстрировали просто безумный рост – некоторые позиции за год вырастали на 200%. Дефицитные программисты и верстальщики поднялись в цене на 60%, маркетологи – на 50-60%, дизайнеры – на 40%. В 2009 году роста нет ни на одной позиции, но зато ничего и не падает, за исключением контент-специалистов, доходы которых с начала кризиса снизились на 15-20%».
Прогнозы
Интересный факт был выявлен в ход исследования портала Rabota.ru «Рынок трудоустройства. Первая половина 2009». Оказалось, что быстрее всего с кризисом справляется именно ИТ-отрасль: после спада в последнем квартале 2008 г. в январе-апреле этого года наблюдался быстрый прирост количества вакансий, самым удачным месяцем стал апрель - было создано на 94% больше вакансий, чем в январе. В июле число вакансий снизилось и вернулось к февральским показателям. Одновременно произошел плавное снижение количества резюме: в июле 2009 г. их было создано на 9% меньше, чем в марте, в момент пиковой активности.
По мнению Евгении Шатиловой, в ближайшее время (а именно — осенью) ожидается сезонный всплеск вакансий, но аналогичный сезонный всплеск резюме оставит баланс на прежнем уровне. Резких провалов не ожидается, но при поиске работы стоит запастись терпением и трезво оценивать ситуацию. Запросы работодателей приобрели большую практичность, нежели в докризисное время. Если прошлым летом сайты по поиску работы были наполнены «необязательными» вакансиями - например, редакция интернет-портала могла позволить себе и главного редактора, и выпускающего, и журналистов, и контент-менеджеров - то сейчас работу пятерых человек выполняет один.
Наиболее востребованы те специалисты, которые делают продукт руками — программисты, дизайнеры и те, кто этот продукт продает — менеджеры по продажам, от которых порой ожидают также выполнения функций интернет-маркетологов или seo-оптимизаторов. В Интернете без талантливых сейлов никуда, интернет-проекты, не приносящие прибыли своим владельцам, обречены на вымирание.
ТОП-10 популярных профессий отрасли по количеству созданных вакансий и резюме, июль 2009 г. По данным портала Rabota.ru
По данным службы исследований HeadHunter, в большинстве крупных интернет-компаний идет набор программистов - таким образом заменяют не слишком квалифицированных специалистов опытными профессионалами, которые стали доступны за меньшие деньги.
Востребованы, остались программисты, работающие на языках, на которых написаны успешные сайты. Это в первую очередь PHP, Python и базирующиеся на нем фреймворки типа Django. Также высок спрос на программистов Ruby on Rails, поскольку на этом языке написаны выжившие в кризис стартапы.
Корпоративные системы, написанные на Java и DOT NET, также будут существовать и развиваться, поэтому и люди, специализирующиеся на этих языках, будут востребованы - чего нельзя сказать о программистах, пишущих на Perl, т.к. он в последнее время меньше расспространен и практически не использовался в новых проектах.
рограммисты, seo-специалисты, контент-менеджеры, интернет-маркетологи и специалисты по интернет-рекламе. Популярны стали специалисты по продажам интернет-рекламы. Пусть этот спрос не достигает докризисного уровня, но он уже в 2-3 раза (в зависимости от позиции) выше, чем в январе 2009 г. К тому же Интернет остается благоприятной средой для бизнеса, поэтому интернет-проекты будут создаваться. Квалифицированные специалисты, способные обеспечить успех этим проектам, будут востребованы", - рассказывает Алексей Захаров.
Кстати, согласно зарплатным индексам SuperJob, наблюдается рост зарплатных предложений в сегменте «Информационные технологии». Если тенденция роста сохранится, то возможно восстановление зарплатных предложений на докризисном уровне.
"Даже если будет вторая волна экономического кризиса, Рунет пострадает меньше других", считает Алена Владимирская. По ее мнению, останутся востребованными менеджеры по продажам, особенно нестандартных видов рекламы. Если специалистами по продаже обычной медийной рекламы рынок уже более-менее насыщен, то на людей, работающих в сфере мобильной рекламы, рекламы в видео и т.п. – спрос очень большой и платят им хорошо. Несколько снизился интерес к менеджерам проектов – это связано с тем, что рынок стартапов кризис все-таки затронул, инвесторы стали значительно осторожнее, и предпочитают не вкладываться в непроверенные, непросчитываемые проекты».
Оценивая ситуацию на игровом рынке, Алена Владимирская подчеркивает, что если некоторое время назад она была не очень позитивной (на рынок труда оказались «выброшены» многие специалисты), то теперь людей снова набирают – но, конечно, не в масштабные многолетние hardcore-проекты, а для онлайн-игр, развлекательных flash-приложений и т.д.
«Сейчас требуются качественные интернет-маркетологи с опытом работы в сфере e-commerce, умеющие грамотно оценивать и считать трафик. Нужны создатели интернет-магаинов, растет потребность в программистах python, ruby. Огромный спрос и рост окладов наблюдается среди специалистов по usability. Это объяснимо – сейчас люди стали очень серьезно задумываться над тем, чтобы у них были не просто сайты, а проекты, которые реально что-то приносят», комментирует Алена Владимирская.
По данным проекта Работа@Mail.Ru наблюдается повышение активности поиска сотрудников со стороны работодателей – число вакансий на Работе@Mail.Ru в августе 2009 выросло по сравнению с маем этого же года на 17%. Уровень зарплат, который до кризиса в Рунете рос в среднем на 30-50%, увеличиваться перестал. Однако Рунет – отрасль, в которой самый главный ресурс – это ум и компетенции специалистов, так что на большинстве вакансий работодатели не экономят.
Программистов, кросс-браузерных верстальщиков, интернет-маркетологов (не низшего уровня), специалистов по usability и многих других сотрудников выбирают исключительно с точки зрения качества, считает Алена Владимирская.
Советы специалистам, ищущим работу в Сети
Евгения Шатилова: «Бороться и искать, найти и не сдаваться. Реально оценивать свои силы, не пытаться устроиться на вакансию, для которой требуются знания и навыки, которых у вас нет. Сперва приобретите эти знания и навыки — научитесь кроссбраузерной верстке, seo-оптимизации и грамотно расставлять запятые в имейлах, тогда работодатель с большей вероятностью заинтересуется вами, чем в случае, когда вы представите ему себя как потенциально талантливого, но пока не признанного и совершенно неопытного блоггера».
Алексей Захаров: «Специалисты, имеющие опыт работы в сети, как правило, хорошо знакомы с подводными камнями поиска и собственно работы в Интернете. Однако никогда нелишне еще раз привести несколько рекомендаций, которые будут полезны при поиске как он-лайн, так и офф-лайн работы.
Во-первых, рекомендуем пользоваться проверенными job-ресурсами, где объявления о работе проходят модерацию, и попытки мошенников разместить вакансию пресекаются на корню. Тем, кто только начинает поиск работы в Интернете, советуем внимательно читать вакансии и проверять вызвавшие подозрения объявления, делая запрос в поисковых системах по названию компании и контактам работодателя.
Подозрительными являются те вакансии, где предлагаемая зарплата соответствует вашим самым смелым надеждам, а от вас требуется лишь наличие ПК, Интернета и пары часов свободного времени в день. Твердо нужно помнить одно: если потенциальный работодатель требует с вас деньги «на расходные материалы», за «программный продукт» или просто в качестве доказательства вашей благонадежности, это обман – и работы не получите, и денег не вернете.
Во-вторых, советуем составить развернутое резюме, подробно описав свой опыт работы в проектах, должностные обязанности, достижения, компьютерные знания и навыки. Подготовьте портфолио своих работ и проектов.
В-третьих, рекомендуем следить за мониторингами заработных плат, чтобы вовремя скорректировать свои зарплатные ожидания и всегда быть в курсе тенденций на рынке труда.
В-четвертых, советуем повышать квалификацию – самостоятельно или с помощью курсов».
Алена Владимирская: «По сравнению с другими отраслями ситуация в Интернете обстоит весьма благополучно, так что если вы обладаете реальными компетенциями, получить работу в компаниях этой сферы для вас не составит каких-то особенных (отличных от других индустрий) сложностей. Если после публикации резюме на любом онлайн-рекрутинговом ресурсе (включая Работу@Mail.Ru) в течение 3-4 недель вы не получили нескольких качественных адекватных откликов, совершенно точно могу сказать, что это не связано с безработицей (ее в Рунете нет). Вероятнее всего, вам нужно проверить указанные зарплатные ожидания, адекватно оценить свои навыки и опыт, наконец – элементарно удостовериться, что вы заполнили все поля формы для резюме и действительно его опубликовали (у пользователей порой встречаются самые курьезные ошибки)».
Источник: Вебпланета