Как рецессия влияет на потребительское поведение россиян из крупных городов
Глобальная исследовательская компания Synovate представляет вашему вниманию результаты седьмой волны исследования Financial Crisis Omnibus.
![Картинка Как рецессия влияет на потребительское поведение россиян из крупных городов](http://adindex.ru/files/23347/syn_306.jpg?ts=)
Данное исследование было создано для того, чтобы выяснить, как рецессия влияет на потребительское поведение россиян, живущих в крупных городах.
В целом в июне 2009 года мы наблюдаем развитие тенденций, наметившихся в мае: россияне продолжают вглядываться в будущее с оптимизмом (54% респондентов верят в то, что экономика страны вновь встанет на нужные рельсы в самое ближайшее время) и потреблять товары привычных брендов.
Также, сравнивая данные, полученные в ноябре 2008 и июне 2009 мы можем отметить, что в 2 раза сократился процент людей (с 13 до 6%), ориентированных только на продукты первой необходимости. А в среднем 68% россиян не планируют менять привычный ассортимент и производителя таких товаров как молочная продукция, изделия из круп, чай и кофе. Для сравнения: на потребление более дешёвых аналогов в упомянутых выше категориях перешли в среднем 10% респондентов. Таким образом, мы можем прийти к выводу, что кризисные явления, если и не пошли на убыль, то ситуация хотя бы немного стабилизировалась.
Вместе с тем, сравнение данных ноября прошлого года и июня этого года также показало, что за прошедише шесть месяцев число россиян, сокративших свои расходы, увеличилось с 42% до 60%, а процент людей, которых кризис вынудил отложить жизненно важное событие (например, свадьбу, или покупку жилья) вырос с 30% до 45%. Во многом это связано и с ростом безработицы, и сокращением и задержками заработных плат. Стоит отметить и тот факт, что страх потерять работу по-прежнему остаётся самым большим для россиян (55% в ноябре 2008 года и 52% в июне 2009 года).
В целом, с наступлением лета покупательское поведение россиян стало возможно описать двумя словами: разумная экономия. Жители крупных городов России пристальнее вглядываются в ценники, сравнивают цены на идентичные товары и реже совершают импульсные покупки. Вместе с тем, как это уже стало ясно во время майской волны исследования, покупатели в большинстве своем не хотят отказываться от привычного образа жизни. В июне только 20% россиян сообщили, что в первую очередь готовы пожертвовать дорогими продуктами питания, тогда как в ноябре этот процент достигал 30%.
На 11% (с 60% до 71%) по сравнению с ноябрём выросло число жителей России, которые готовы и в трудные времена радовать и баловать себя: большинство респондентов заявили, что всегда найдут способ купить те вещи, которые поднимают им настроение и делают жизнь приятнее.
Тем не менее, процент россиян, готовых в нынешних экономических условиях отказаться от посещения ресторанов, вырос на 8% с 18% в сентябре прошлого года до 26% и мае-июне этого года. Также россиянам пришлось пересмотреть свой бюджет в отношении путешествий и личных поездок – процент тех, кто намерен сократить расходы на эту статью, значимо увеличился с 16% в марте этого года до 23% в июле. И это несмотря на начавшийся период отпусков.
Если бы вам пришлось отказаться от чего-то из перечисленного ниже, от чего бы вы отказались в первую очередь?