21 Июля 2009 | 10:50

Как кризис влияет на предпринимательский дух россиян?

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, как россияне относятся к частным предпринимателям, хотят ли сами попробовать себя в этой роли и в какой именно сфере, и стоит ли открывать собственное дело в период кризиса.

Большинство россиян положительно относятся к предпринимателям (79%): 41% - хорошо, 38% - скорее хорошо. Как правило, это те, у кого есть знакомые бизнесмены (86-91% против 66% среди респондентов, у кого нет в окружении предпринимателей), респонденты моложе 44 лет (86-91%) и обеспеченные (93%). Только 13% не одобряют людей, занимающихся частным бизнесом (9% относятся к ним скорее плохо, 4% - плохо). Негативное отношение проявляют к предпринимателям, в основном те, кто с ними лично не знаком (23%) и малообеспеченные сограждане (28% и 22% соответственно).

 

«Предпринимательский дух» россиян во время кризиса несколько увял: по сравнению с прошлым годом больше стало тех, кто не проявляет желания к занятию предпринимательством (с 44% до 55%). Не хотят иметь собственное дело, как правило, те, у кого нет знакомых бизнесменов (76%) и респонденты, которые в принципе плохо к ним относятся  (82%). 6% раньше не хотели заниматься бизнесом, а теперь - хотят, а 13%, наоборот, уже не имеют такого желания. Меньше стало тех, кто и прежде, и сейчас хочет быть частным предпринимателем (с 26% до 19%). Наконец, только 5% сообщают о том, что уже имеют собственный бизнес.

 

Наиболее частые причины нежелания заниматься бизнесом - отсутствие стартового капитала и несоответствие возраста, состояния здоровья (по 20%), кризиса же боятся только (2%). 11% сообщают, что не имеют соответствующих качеств, а 9% - желания. 5% пугают ответственность и временные затраты. По 4% аргументируют свое нежелание отсутствием необходимых знаний и условий. По 3% сообщают, что их устраивает роль наемного работника или же боятся неудач. В числе прочих причин - отсутствие опыта, изначально негативное отношение респондентов к этому занятию, бюрократические преграды (по 2%). Реже всего наши сограждане ссылаются на коррупцию, отсутствие связей и оригинальной бизнес - идеи (по 1%). 

 

Те, готов испытать себя в роли предпринимателя, как правило, отдают предпочтение сфере торговли, в частности - открытию продовольственного магазина (22%). 8% хотели бы открыть свое дело в сфере бытовых услуг, 7% - в сельском хозяйстве, животноводстве или рыболовстве. По 5% занялись бы автомобильным, строительным бизнесом или же открыли бы свое дело в сфере общественного питания. 4% отдают предпочтение производству. Менее популярны у россиян такие области, как медицина и косметология, туризм, грузоперевозки, информационные технологии и компьютеры (по 2%), образование (1%). Для 3% не принципиальна сфера бизнеса, главное - «работать на себя». Впрочем, в 26% случаев потенциальные предприниматели не знают, в каком же именно виде бизнеса они хотели бы реализовать себя. 

 

Россияне думают, что кризис скорее плохое, нежели хорошее время для открытия собственного дела (66% против 16% соответственно). В том, что сейчас не стоит начинать бизнес, уверены, как правило, жители малых городов (73%) и респонденты со средней и низкой самооценкой материального положения (66-68%). Благоприятными же для предпринимательства считают нынешние условия, в основном,  москвичи и петербуржцы, жители средних городов (по 22%) и материально обеспеченные россияне (30%).

 

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 4-5 июля 2009 г. Опрошено 1600 человек в 140 населенных пунктах в 42 областях, краях и республиках России. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.

 

С каким из приведенных ниже высказываний Вы в большей степени согласны?
(закрытый вопрос, один ответ)

Всего опрошенных

Оценка своего материального положения

Очень хорошее, хорошее

Среднее

Плохое, очень плохое

Кризис - не лучшее время для начала собственного дела, ситуация не стабильна, экономика на спаде. В такой момент лучше не вкладывать деньги, а копить

66

54

68

66

Кризис - благоприятное время для открытия собственного дела, ситуация в экономике быстро меняется и можно воспользоваться этим, чтобы занять освободившиеся ниши, привлечь новых клиентов и пр.

16

30

16

12

Затрудняюсь ответить

18

16

16

22

 

Как Вы в целом относитесь к людям, которые занимаются частным предпринимательством (мелким и средним бизнесом)? (закрытый вопрос, один ответ)

Все опрошенные

Есть ли предприниматели среди Ваших друзей, знакомых?

Да, таких много

Да, но таких мало

Нет

Хорошо

41

60

46

27

Скорее хорошо

38

31

40

39

Скорее плохо

9

3

6

15

Плохо

4

3

2

8

затрудняюсь ответить

7

3

5

11

 

Хотели ли Вы когда-либо иметь собственный бизнес, стать предпринимателем? 
(закрытый вопрос, один ответ)

2008

2009

У меня есть свой бизнес

4

5

Раньше хотел и теперь хочу

26

19

Раньше хотел, теперь - уже нет

15

13

Раньше не хотел, а теперь хочу

6

6

Никогда не хотел и сейчас не хочу

44

55

затрудняюсь ответить

5

3

 

Если Вы не хотите открывать собственное дело, то почему?
(открытый вопрос, не более трех ответов, % от тех, кто не хочет иметь свой бизнес)

Нет стартового капитала

20

Не подходящие для этого занятия возраст, состояние здоровья

20

Бизнес - не мое занятие, нет нужных для этого качеств

11

Другие интересы, нет желания заниматься бизнесом

9

Пугают слишком большая ответственность, временные затраты

5

Не знаю, как это сделать, нет необходимых знаний

4

В нашей стране нет условий для занятия бизнесом

4

Устраивает роль наемного работника

3

Боюсь неудачи, банкротства

3

Нет опыта предпринимательской деятельности

2

Мне не нравится это занятие, предприниматели - обманщики, «хапуги»

2

Бюрократия

2

Сейчас не подходящее время, кризис

2

Коррупция

1

Нет нужных для этого связей

1

Нет оригинальной бизнес - идеи, все уже придумали

1

Никогда не задумывался об этом

1

Затрудняюсь ответить

21

 

Если Вы хотите открыть собственное дело, то в какой сфере, чем именно планируете заняться? (открытый вопрос,  один ответ, % от тех, кто хочет иметь свой бизнес)

Торговля, продовольственный магазин

22

Бытовые услуги

8

Сельское хозяйство, животноводство, рыбоводство

7

Автобизнес

5

Строительство

5

Общественное питание

5

Производство

4

Медицина, косметология

2

Туризм

2

Грузоперевозки

2

Информационные технологии, компьютеры

2

Образование

1

Не знаю, главное работать на себя

3

Другое

5

Затрудняюсь ответить

26

Источник: wciom.ru

Рейтинги
Лидеры рейтингов AdIndex
# Компания Рейтинг
1 OMD Optimum Media №1 Медиабайеры 2023
2 MGCom №1 Digital Index 2023
3 Росст №1 Digital Index в Фармкатегории 2023
–ейтинг@Mail.ru
Этот сайт использует cookie-файлы и рекомендательные технологии. Оставаясь на сайте, вы даете согласие на использование cookie-файлов и соглашаетесь с правилами применения рекомендательных систем на сайте.